ВХОД НА САЙТ

Всепогодные новинки Peerless-AV на ISR 2017

Впервые за пределами США компания представит всепогодный UHD телевизор UV492 из серии UltraView™....

Винил Базар – Beatles аукцион 2017

Не секрет, что группа Beatles является номером “1” вот уже 60 лет в истории рок музыки. Четверка...

День открытых дверей в MMS Cinema

В нашей программе, дня открытых дверей, 21 сентября – сравнительное прослушивание комплектов...

KEF – впечатляющая технология Uni-Q

Увеличить

 

Более 50 лет британская компания Kent Engineering & Foundry, знакомая всем меломанам и аудиофилам по аббревиатуре KEF, удивляет мир высокотехнологичными разработками в мире аудио-воспроизведения. Инновации – суть философии KEF, компании принадлежат десятки изобретений и патентов. Однако есть у фирмы технология, стоящая особняком и заслуживающая отдельного упоминания, – называется она Uni-Q. Появившись в конце 80-ых годов прошлого века, технология Uni-Q быстро стала визитной карточкой KEF, фамильной чертой, по которой безошибочно угадывается фирменная принадлежность акустической системы. Совершенствуясь и обрастая модификациями, Uni-Q завоевала почти весь модельный ряд KEF, сегодня эта технология с равным успехом применяется в колонках разного уровня и назначения от эксклюзивных проектов до бюджетных моделей. Почему технология Uni-Q столь вездесуща и в чем ее преимущества? На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной статье.

Увеличить
Модуль Uni-Q последнего поколения

Принципы Uni-Q

Увеличить

Специалисты и меломаны давно пришли к общему мнению: высококачественные акустические системы должны иметь гладкий частотный отклик во всем рабочем диапазоне и однородную направленность излучения. Первый фактор дает ровный тональный баланс звучания, а второй – широкую зону комфортного прослушивания, что особенно важно в домашнем кинотеатре. В теории на роль идеального источника звука претендует точечный широкополосный излучатель. На практике же Hi-Fi индустрия вынуждена применять многополосные конструкции с разнокалиберными динамиками и разделительными фильтрами. Объясняется ситуация просто, для воспроизведения низких частот с приемлемым уровнем звукового давления нужны большие диффузоры, двигающие «за раз» много воздуха. Напротив, высокие частоты лучше озвучивают небольшие динамики, имеющие широкую дисперсию излучения и легкие мембраны, способные быстро колебаться без существенных резонансов. На высоких частотах крупные диффузоры несостоятельны из-за высокой направленности излучения и недостаточной скорости отклика, в свою очередь маленькие динамики не могут эффективно работать внизу. Точнее могут, но совершенно теряют практичность: по оценкам KEF 25-мм драйверу для воспроизведения сигнала с частотой 50 Гц и уровнем звукового давления 90 дБ потребуется фантастический ход мембраны – 40 см!

Способы фазового согласования излучателей

Получается, от многополосной конструкции АС никуда не деться, но у этого подхода есть свои недостатки. Во-первых, в зоне кроссовера маленькая пищалка и мид-басовый динамик, как правило, имеют разную направленность, и слушатель, смещаясь от оси акустической системы, будет чувствовать изменения в тональном балансе звучания. Во-вторых, интерференция звука динамиков в зонах кроссовера может приводить к слышимым искажениям. В-третьих, физическое разделение драйверов на передней панели может нарушать фазовое согласование, так как звук от динамиков будет приходить к ушам слушателя не одновременно. Разумеется, производители об этих проблемах давно знают, и борются с ними. Например, фазовое согласование можно улучшить за счет сближения динамиков СЧ/ВЧ-звена и/или их копланарного размещения (в одной плоскости), другой вариант – коаксиальное размещение твитера на оси среднечастотника. Разрабатывая Uni-Q, инженеры KEF совместили вышеупомянутые подходы: пищалка и СЧ-динамик (или мид-басовик, в зависимости от конфигурации колонок) расположены друг относительно друга одновременно и копланарно, и коаксиально. Проще говоря, в разнополосных излучателях Uni-Q совпадают акустические центы. Такая конструкция автоматически дает несколько преимуществ: точное фазовое согласование излучателей и одинаковая направленность, из-за того что конус среднечастотника становится акустической линзой для твитера. Дополнительно упрощается схема кроссовера, позволяя инженерам сосредоточиться на гладком частотном согласовании излучателей в модуле. В результате мы имеем тот самый, желанный точечный источник звука!

Направленность в среде аудио-инженеров принято обозначать буквой «Q», а «Uni» произошло от английского слова «unified» – унифицированный, объединенный. Теперь понятно, откуда произошло название технологии: Uni-Q означает – одинаковая направленность.

Изящное решение инженеров KEF выглядит тривиальным и поднимает вопрос, почему никто не догадался сделать коинцидентные (совпадающие по фазе) излучатели до них. Все не так легко, как кажется. Хотя технология Uni-Q обещала крупный выигрыш, инженеры сталкивались с определенными трудностями. Начнем с того, что конструкторам надо было найти способ, как уместить пару излучателей в размер одного, не поступившись качеством звука. Да и то, что среднечастотная мембрана служит акустической линзой для купола твитера, является не только достоинством, но и недостатком, ведь «линза» не статична, она движется. В такой ситуации профили диффузора среднечастотника и его подвеса, конструкция «устья», в которое вставляется ВЧ-головка, оказывают заметное влияние на характер звучания верхних частот, вызывая нежелательные окраски звука.

Увеличить
Современный Uni-Q имеет сложную конструкцию

С первой проблемой удалось справиться только в конце 80-ых, когда в руки легендарного основателя KEF Раймонда Кука попал новый материал для создания магнитных систем – сплав NeFeB, созданный из неодима, железа и бора. Этот магнит был разработан NASA для аэрокосмичеких приложений, но оказался востребован и в аудиотехнике. Ранее магнитные системы обычно изготавливались из феррита, сравнимый магнит на основе неодима создавал то же поле, а по размерам был в 10 раз меньше. Только с использованием магнитов NeFeB удалось сделать компактную и достаточно мощную магнитную систему твитера, чтоб она встала внутрь звуковой катушки СЧ-динамика.

Вторая проблема сложнее и требует тщательного подхода, многие доработки Uni-Q, сделанные в последнее десятилетие, связаны с тонкой настройкой динамика. В разработке новых версий KEF очень помогают компьютерные расчеты и мощные программы моделирования. В последних модулях Uni-Q применяется усовершенствованная форма диффузора среднечастотника и плоский подвес Z-Flex, минимизирующий ненужные отражения. Мембрана среднечастотника наделена радиальными ребрами жесткости. В механической системе звуковой катушки/диффузора используется технология подавления резонансов. Сейчас можно встретить два варианта: в первом звуковая катушка крепится к рассчитанному узлу колебаний, той точке диффузора, которая остается неподвижной, когда мембрана входит в резонанс, во втором используется нежесткая связь катушки с диффузором, когда между ними устанавливается эластичная манжета, гасящая колебания системы на определенных частотах.

Увеличить
Серийный образец Uni-Q 1988-го года
Современный драйвер Uni-Q High-End колонок Blade

В твитере используется вентилируемый мотор с длинной демпфирующей трубкой. Флагманские модели комплектуются необычными «двойными» мембранами из титана, составленными из вложенных друг в друга куполов сферической и эллиптической формы. Подобное устройство мембраны значительно повышает ее прочность и устойчивость к резонансам, особенно на краях, где находится слабое место «одинарных» куполов. Пищалка закрыта оригинальным многолепестковым рассекателем Tangerine. «Волновод» Tangerine появился в процессе исследования компрессионных твитеров, он выравнивает волновой фронт, уходящий от поверхности купола, повышая чувствительность и улучшая дисперсию звука на верхних октавах. Благодаря многочисленным нововведениям современные модули Uni-Q работают в очень широкой полосе, охватывая частотный диапазон от 300 Гц до 45-60 кГц. Сегодняшние модули Uni-Q, сохранив основную идею, в технологических деталях радикально отличаются от тех, первых образцов, созданных более 25 лет назад.

 

История Uni-Q в акустических системах KEF

Увеличить
KEF C95 (1988 г.)
KEF Reference 105/3 (1989 г.)

В модельном ряду KEF первые акустические системы, оснащенные 2-полосными модулями Uni-Q, озвучивающими середину и верх слышимого спектра, появились в 1988-ом году – колонки обновленной С-серии. Уже в Hi-Fi громкоговорителях среднего уровня технология дала замечательные результаты: просторная музыкальная сцена, контрастная по всему объему, обширная зона качественного прослушивания. Оценив гигантские перспективы технологии, конструкторы KEF тут же начали работу по внедрению Uni-Q в топовые громкоговорители компании – через год коинцидентные модули впервые попали в акустические системы Reference 105/3. В том же году модулем Uni-Q были оснащены модели встраиваемой акустики. Принцип Uni-Q идеально вписался в концепцию «встройки», ведь компактный драйвер заметно экономит площадь лицевой панели, делая реальные 2-полосные акустические системы столь же миниатюрными, как колонки с широкополосным динамиком. Кроме того, для «встройки» очень важны улучшенные фазовые характеристики и широкая диаграмма направленности Uni-Q, так как эти громкоговорители не всегда можно точно направить на слушателя.

Увеличить
Открывшие новую эру сателлиты в комплекте KEF KHT 2005

В 1991-ом году была основана знаменитая Q-серия, которая, испытав множество перерождений, здравствует и сегодня. Еще раз широкая и однородная направленность излучения вместе с компактностью модулей Uni-Q пригодилась KEF в 93-ем, когда компания одой из первых в мире выпустила высококачественные громкоговорители центрального канала для домашнего кинотеатра (модели Reference 90 и 100), сочетающие малые габариты с высоким классом воспроизведения. За последующие годы KEF не единожды усовершенствовала модули Uni-Q, каждая новая версия динамика значительно превосходила предшественников, демонстрируя все более совершенные и передовые технологические решения. В 2000-ом году KEF создала уменьшенную версию Uni-Q, адаптировав модуль для сателлитной акустики – так появилось сверхудачное семейство KHT. Комплект KHT 2005 стал самым узнаваемым и, пожалуй, самым популярным набором колонок 5.1 в начале века. Характерная яйцевидная форма алюминиевых сателлитов произвела на рынке фурор, а качество звучания получилось исключительным для акустики данного класса. Комплекты KHT активно продавались по всему миру, затмив домашние кинотеатры признанных лидеров этого сегмента Bose.

Увеличить
Сегодняшние флагманы модельного ряда KEF
акустические системы Muon и Blade

В наши дни технология Uni-Q применяется в большинстве акустических систем KEF, исключая только бюджетные колонки C-серии или же сверхплоские модели Т-серии, где используются свои уникальные решения с низкопрофильными драйверами. Все также регулярно появляются новые версии Uni-Q. Недавно казавшиеся близкими к идеалу динамики Uni-Q 10-го поколения, установленные во флагманских акустических системах Blade, снова будут доработаны. В KEF обещают, что мы скоро увидим 11-ое поколение легендарных динамиков в очередном обновлении линейки Reference. Мелькают годы, модели и линейки, но впечатляющая технология Uni-Q еще долгие годы будет олицетворять технологические достижения KEF.

Увеличить
Анонсированная KEF новая линейка Reference (2014 г.)

Эксклюзивный дистрибьютор KEF в России - фирма "ММС"

Подпишитесь на наши новости