ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Комнаты идеального звука

 

Когда мы говорим о звучании той или иной системы, не важно, идет ли речь о Hi-Fi или о домашнем кинотеатре, мы часто концентрируем все свое внимание на технике и забываем упомянуть о том, в каком помещении происходило прослушивание. А между тем, именно акустика помещения в значительной степени определяет характер звучания.

 

В наших публикациях мы уже обращались к теме восприятия и получения реалистичного изображения в домашнем кинотеатре (ссылка1, ссылка2). Сегодня речь пойдет о другой составляющей – специфике постройки и обработки комнаты прослушивания для получения максимально реалистичного звучания.
 

Увеличить
Малый зал, в котором представлена компактная акустика и комплекты ДК KEF

 

Для того, чтобы разобраться чем обусловлено влияние помещения и как правильно его подготовить к прослушиванию музыки, мы решили обратиться к специалистам компаний «Сатурн Хай-Тек» и «MMS Cinema», не так давно создавших крупнейший в Европе шоурум кинотеатральной и Hi-Fi техники. В шоуруме, открывшемся в Москве, на улице Большая Новодмитровская, выставлен широкий спектр AV-техники, начиная от компактных аудиосистем и «кинотеатров в одной коробке» и заканчивая референсной аудиоаппаратурой и домашними кинотеатрами профессионального качества. Каждая из комнат шоурума подготовлена специально для своего типа техники, а значит – позволит нам получить максимально широкое представление о том, как и зачем производится акустическая обработка помещения в том или ином случае.

 

Увеличить
Эскизы художницы Евгении Савиной,
при участии которой был разработан
дизайн помещениий шоу-рума

 

Начать стоит с того, как именно помещение влияет на звучание системы и почему так важна акустическая подготовка комнаты. С точки зрения звука, каждый предмет и каждая поверхность в помещении обладает либо отражающими, либо поглощающими, либо рассеивающими свойствами. Так, например, мебель и ковры поглощают звук различной частоты, что формирует провалы в результирующей АЧХ. Отражающие поверхности, расположенные параллельно друг-другу, формируют стоячие волны, создавая резонансы на частотах, длина волны которых кратна расстоянию между поверхностями. Это создает локальные подъемы и пики в частотной характеристике. Таким образом, на АЧХ акустики накладывается еще более неровная реакция комнаты. А если учесть что и акустика вполне способна иметь собственные пики/провалы в частотной характеристике, количество возможных вариантов, когда АЧХ системы удачно или не удачно складывается с АЧХ комнаты, фактически бесконечно.

 

Специалисты компании MMS Cinema Сергей Щеглов и Валерий Лысюк рассказывают как создавался стилизованный под просторную домашнюю гостиную шоу-рум, в котором представлены старшие модельные ряды акустики KEF

 

 

Детали сложной фактуры, такие как барельефы, декоративные панно, камень с естественным рельефом и прочие неравномерные поверхности, создают эффект рассеивания звука. Поскольку мы слышим не только прямое излучение динамиков, но и его отражения от стен, пола и потолка, интенсивность и характер отражений напрямую влияют на формирование звуковой картины. Звук, отраженный от плоской поверхности заметно отличается от звука, отраженного от рассеивающей поверхности, поэтому фактура материалов, окружающих акустические системы и зону прослушивания, крайне важна.
 

кпарпр
Для снижения влияния акустики помещения использованы поглощающие материалы...
и непараллельные стены и потолки

 

Также стоит заметить, что одни и те же материалы и поверхности по-разному взаимодействуют с разными частотами слышимого спектра. Для низких частот препятствием являются лишь массивные капитальные стены, поэтому они свободно проходят те элементы отделки, которые успешно отражают средние и верхние частоты. По этой причине заметно отличаются и средства коррекции различных частот. Для поглощения средних и высоких используются специальные панели, изготавливаемые из легких пористых материалов, а для рассеивания – рельефные поверхности из дерева, натурального или искусственного камня. Совершенно по-другому корректируется низкочастотная составляющая. Для поглощения баса и устранения отражений низких частот, на стены и потолок монтируются короба большой площади, заполняемые специальным волокнистым материалом на подобие синтепона или минеральной ваты. Данное наполнение поглощает энергию звуковой волны в НЧ диапазоне, исключая тем самым возвращение внутрь помещения отраженного звука.

 

Видеосюжет, повествующий о важности гашения паразитных отражений при акустической коррекции комнаты прослушивания

 

 

Современные технологии позволяют замерить акустические свойства помещения и создать компьютерный проект по размещению звукопоглощающих и рассеивающих материалов. Опираясь на расчеты, специалисты производят предварительную обработку, устраняют основные резонансы, а затем корректируют результат, совмещая аппаратные замеры и прослушивания помещения.
Существуют также общие правила акустической обработки, дающие неизменно положительный результат. Первое — изменение формы стен и потолка таким образом, чтобы в помещении не было параллельных поверхностей. Это позволяет комплексно решить проблему резонансов и стоячих волн, чем значительно облегчает дальнейшую аудиоподготовку помещения. Второе столь же действенное правило — активное использование поглощающих и рассеивающих поверхностей в непосредственной близости от акустических систем, в зоне первого отражения. В обычном, не подготовленном помещении, поверхности, ближайшие к акустическим системам, отражают звуковые волны и в результате мы слышим смесь из оригинального и переотраженного звука исходящих практически из одной точки. Такое наложение особенно пагубно сказывается на детализации, сфокусированности и чистоте звучания. Правильно организованное рассеивание и поглощение звуковых волн в зоне первого отражения позволяет услышать прямое излучение акустических систем в чистом виде, без подмешанных к нему переотраженных звуков.
 

Увеличить
Еще одна комната, в которой представлены старшие модельные ряды KEF, и площадью побольше и обработана лучше

 

Получив общее представление об акустической подготовке помещений, рассмотрим несколько конкретных решений на примере различных комнат шоурума. Начнем по нарастающей с самой простой комнаты вплоть до наиболее сложных, с точки зрения аудиоподготовки кинотеатральных залов. Заодно выясним, что будет, если сделать абсолютно не отражающее звук помещение, существует ли золотая середина между заглушенным и незаглушенным помещением и с какими трудностями приходится сталкиваться специалистам по акустической обработке. Любой инсталлятор расскажет вам, что главная проблема акустической обработки помещения это не замеры его акустических свойств, не составление проекта и не подбор материалов. Главная проблема — согласование проекта с дизайнером помещения. То, что полезно для звука не всегда выглядит так, как этого хотел бы дизайнер. Кроме того, для коррекции конкретных резонансов нужно размещение звукопоглощающих материалов в конкретных местах и «подвинуть эту панель чуть левее» значит существенно изменить резонансные и отражающие свойства помещения. Ярким примером подобных компромиссов является малый зал, в котором представлена компактная акустика и комплекты домашних кинотеатров KEF. Помещение это небольшое и для виртуального увеличения пространства часть стены занимает зеркало. Очевидно, что для звука это не самое лучшее решение. Однако противоположная стена, позволяет избавиться от стоячих волн и способна вобрать в себя значительную часть энергии звука, не позволив ему отразиться и продолжить гулять по комнате. Стоя в дверях видно, что эта стена выполнена наклонной и имеет значительную толщину. Все пространство до бетонной перегородки заполнено звукопоглощающими материалами.

  

Как можно удачно совместить эстетическую составляющую и хорошую акустическую обработку помещения при построении комнаты для прослушивания музыки или домашнего кинотеатра высокого уровня рассказывают специалисты MMS Cinema

 

 

На двух других стенах установлены поглощающие панели из рельефного пенополиуретана графитового цвета. Часть из них скрыта под декоративными тканевыми панно, а часть не декорирована, для того, чтобы можно было увидеть их в оригинале. Надо заметить, что при соблюдении определенной стилистики интерьера, такая отделка вполне может оказаться уместной. В углах стоят пенополиуретановые звукопоглотители. Их принято называть «басовыми ловушками», хотя на самом деле они работают в широком диапазоне частот.

Пол в помещении выложен керамической плиткой исключительно из соображений удобства и практичности, негативный эффект вносимый покрытиями подобного рода в звучание, компенсируется акустической обработкой потолка. Таким образом, в первом зале можно наблюдать целый ряд компромиссов, когда акустические материалы сочетается с типичными элементами отделки и интерьера. В результате, несмотря на значительную площадь отражающих поверхностей, которые должны были сделать помещение недопустимо «звонким», выраженного эха или резонансов не наблюдается. Представленные системы звучат заметно лучше, чем в обычной, не подготовленной с акустической точки зрения, жилой комнате.
 

Увеличить
Этот зал выглядит как гостиная, оформленная в современном стиле
с активным использованием натуральных материалов

 

Следующий большой зал, содержащий более мощную Hi-Fi, High End и кинотеатральную акустику, выглядит как гостиная, оформленная в современном стиле с активным использованием натуральных материалов. Однако мы уже знали, на что стоит обращать внимание, поэтому сразу поняли, что значительная часть отделки помещения есть не что иное, как акустическая обработка. Что же мы увидели? В комнате практически отсутствуют параллельные поверхности, на стенах под тканевой драпировкой скрываются пенополиуретановые панели, наклонный ступенчатый потолок отделан звуко-виброгасящими панелями и очевидно внутри заполнен звукопоглотителем, каменная отделка стен имеет не столько декоративную функцию, сколько обеспечивает необходимую степень рассеивания звука. При этом в комнате сохранены чисто бытовые материалы, например плитка, которой частично выложен пол. Поглощающие панели расположены на стенах локально, а не по всей поверхности. Одним словом, перед нами живой пример того, как можно успешно совмещать акустическую обработку с современными дизайнерскими и интерьерными решениями. Комната не похожа на студию или кинотеатр, по виду это скорее гостиная, но при прослушивании, представленных в ней систем, становится очевидно, насколько основательно произведена аудиоподготовка. Любая акустическая система, начиная с недорогих полочников, и заканчивая референсными моделями, демонстрирует в этом зале свои лучшие возможности.

 

Видеосюжет о концепции построения большого домашнего кинозала высокого уровня

 

 

Прежде чем перейти к следующим залам, представляющим различные варианты домашнего кинотеатра, невольно задаешься вопросом: что же еще можно улучшить и есть ли предел совершенству? Возможно ли излишне заглушить комнату или увеличение количества звукопоглощающих материалов есть однозначное благо? Ответ на эти вопросы оказался весьма интересен. С точки зрения чистоты и точности воспроизведения звука, весьма полезным было бы превратить комнату прослушивания в некий аналог безэховой камеры. То есть довести звукопоглощение до некоего абсолюта, при котором мы будем слышать лишь звук, поступающий непосредственно из динамиков, без каких-либо паразитных отражений и резонансов. Однако тут в дело вступает психофизиология. Полное отсутствие эха и полное поглощение звуков в помещении способны вызвать у человека заметный дискомфорт. Если задуматься, это совершенно не удивительно, ведь для слуха полное отсутствие звуков это то же самое, что для зрения полная темнота. Чувствительность к такой обстановке у разных людей различная, в большей степени на это реагируют женщины, но вне зависимости от степени реакции, ощущения воспринимаются как неприятные. По этой причине во всех залах, оборудованных кинотеатральной техникой используются не заглушенные деревянные полы, что позволяет человеку слышать свои шаги и воспринимать хоть какие то, небольшие отражения звуков, сохраняя тем самым ощущение реальности и психологического комфорта.
 

Увеличить
Кинотеатральный зал с мощной профессиональной
акустикой и видеопроектором

 

В остальном же, эти комнаты подготовлены с особенной тщательностью. В них вы не найдете не только параллельных поверхностей, но и не увидите ни одной поверхности, которая не была бы так или иначе акустически обработана (исключение — тот самый деревянный пол). Фактически, каждый из кинозалов представляет собой комнату, построенную внутри комнаты. Это уже фактически бескомпромиссный вариант, который, кстати, может являться камнем преткновения при построении реальных проектов. Ведь даже выделяя под домашний кинотеатр целое помещение, не каждый заказчик готов к тому, что внутренний объем заметно сократится за счет 50-70 сантиметровых наклонных стен или отделки потолка, которая сделает его ниже на добрые полметра. При этом подобные решения неизбежны, когда комната озвучивается кинотеатральной системой высокого класса и, соответственно, высокой мощности.

 

Специалисты компании MMS Cinema рассказывают о важности установки центрального спикера за акустически прозрачным экраном в домашнем кинотеатре

 

 

Способность акустических систем создавать звуковое давление порядка 130-140 дБ накладывает на звуковые свойства помещения самые серьезные требования. В данной ситуации необходим не только потолок и стены метровой толщины, но даже специальная система вентиляции, которая позволит погасить звуковые волны, не распространяя их по дому, и сама не создаст дополнительных призвуков и резонансов. Немаловажно и то, что все остальные жители дома не должны слышать звуки воспроизводимого кино также отчетливо, как и его непосредственные зрители. В разработке реальных домашних кинотеатров все эти проблемы учитываются и решаются заранее. Сначала производятся расчеты, создается проект, а затем постепенно начинает строиться комната. В уже отделанном помещении такое создать просто невозможно. Разве что разобрать все до основания и начать с нуля. Однако и результаты столь значительных трудовых и материальных вложений не позволяют усомниться в их полезности и обоснованности.
 

Увеличить
Относительно небольшое помещение – "японский" зал
также обработано на самом высоком уровне

 

Домашние кинотеатры, представленные в шоурумах «Сатурн Хайтек» и «MMS Cinema» позволяют увидеть фильмы со звуковым сопровождением, качество которого аналогично студийному, а записи живых концертов можно воспроизвести с их помощью максимально близко к тому, как они прозвучали в оригинале, с той же мощью и энергетикой. Воспроизводя любую звуковую дорожку мы слышали настоящие звуки, а не звуки, похожие на настоящие. Что характерно, колоссальное звуковое давление, благодаря которому саундтрек не только слышишь, но и в буквальном смысле ощущаешь телом, не вызывало ровным счетом никакого дискомфорта. Даже на высоких уровнях громкости звучание не режет слух, не давит, не раздражает, ну и конечно не слышно ровным счетом никаких искажений, ничего не «цыкает», не звенит, не гудит и не вибрирует, как это бывает даже в солидных кинотеатрах общественного пользования.
Побывав в кинотеатральных залах шоурума, посмотрев там современные блокбастеры и музыкальные видео, на наш взгляд совершенно невозможно согласиться на меньшее и отказать в создании каких-то элементов акустической обработки ради экономии или дизайна. Абсолютно очевидно, что чем более основательно проведена подготовка помещения, тем более качественным, чистым и достоверным получается звук.
 

Увеличить
Интерьер "Синего" кинозала шоу-рума без преувеличения очаровывает

 

Специалисты MMS Cinema рассказывают, почему при строительстве серьезного домашнего кинотеатра важен комплексный подход к коррекции помещения и снижению его влияния на звуковую картину

 

 

Редакция AVREPORT.ru благодарит специалистов компаний «ММС» и «Сатурн Хай-Тек» за помощь в подготовке материала.