Стереофонические наушники
В современной аудио-видео прессе качественным стереофоническим наушникам уделяется не очень большое внимание. Между тем, для многих наушники являются единственным вариантом получить по настоящему качественный звук, соответствующий большинству из общепринятых стандартов аппаратуры Hi-Fi, затратив при этом более чем разумные средства. В данной статье мы постараемся по возможности исправить ситуацию с нехваткой информации о головных телефонах. Для начала мы хотели бы остановиться на некоторых аспектах конструкции, выбора и использования головных стереонаушников, которые представляются нам весьма существенными.
Наушники или традиционные громкоговорители?
Рассказывая о наушниках, нам волей или неволей придется время от времени сравнивать их с традиционными громкоговорителями или акустическими колонками, поскольку и те и другие решают одну и ту же задачу – занимаются преобразованием электрических импульсов в воздушные колебания или, проще говоря, воспроизводят звук. Давайте попробуем провести короткое сравнение, выделив основные преимущества и недостатки обоих классов звуковоспроизводящей аппаратуры.
Основным преимуществом большинства наушников является то, что они вполне доступны по цене в сравнении с качественными громкоговорителями. Наушники способны обеспечить высокую детальность и хорошее звуковое разрешение, а также могут передавать весьма широкий динамический диапазон, необходимый для адекватного восприятия многих музыкальных жанров. Наушники позволят вам наслаждаться любимой музыкой, не опасаясь, что прослушивание помешает вашим близким, которые могут и не разделять ваших музыкальных пристрастий и желания, к примеру, прослушать любимую композицию Deep Purple в три часа ночи. Наушники предоставляют вам уникальную в своем роде возможность слушать музыку на улице, в транспорте, во время занятия спортом, т.е. позволяют сделать удовольствие от прослушивания мобильным, существенно расширив границы его получения за пределы вашей квартиры или автомобиля.
Естественно, что некоторые из упомянутых достоинств являются одновременно и недостатками. Пользуясь наушниками, вы уже не сможете слушать музыку вдвоем или в компании – это удовольствие для эгоистов. При длительном прослушивании даже через самые хорошие наушники наступает сильная усталость, причина которой кроется в особенностях психофизиологического звукового восприятия человеком, слушающим музыку в неестественных условиях. Наконец, очень важным для настоящих ценителей High Fidelity недостатком является то, что в отличие от акустических систем наушники не способны корректно передавать звуковое пространство без использования специальных конструктивных хитростей или процессорной звуковой обработки, на которых в данной статье мы останавливаться не будем.
Традиционные наушники (даже самые качественные из них) не дают точной локализации звукового образа в пространстве перед слушателем (как делают хорошие стереофонические АС), а создают у него ощущение, что звуковой образ фокусируется внутри его головы. Это ощущение - неестественное (поскольку человек в реальной жизни с таковым не сталкивается) и необычное для людей, которые еще не привыкли слушать музыку при помощи головных телефонов. И все же для многих людей точность частотного воспроизведения и детальность, а также мобильность и доступность по цене являются гораздо более важными факторами, чем корректная передача пространственной звуковой картины, поэтому кризис производителям головных телефонов пока не грозит. Наоборот, они регулярно обновляют свой ассортимент и предлагают рынку все более современные и интересные с технической точки зрения модели.
Классификация наушников
Классификация по области применения
Что касается областей применения, то среди всего многообразия наушников можно выделить несколько основных категорий.
Во-первых, это аудиофильские модели, которые предназначены для максимально точного воспроизведения звука. Как правило, это достаточно массивные наушники открытого типа, мало подходящие для использования вне дома.
Модели для портативной техники должны быть легкими и удобными при длительном ношении, поэтому они обычно имеют открытый тип излучателей или же конфигурацию вкладышей или затычек. В свою очередь среди портативных моделей можно отдельно выделить спортивные модели, обеспечивающие надежную фиксацию и стойкость к вибрациям, а также влагозащищенные модели.
Естественно, существует огромное количество наушников для компьютерных игр, многие из которых снабжены встроенными микрофонами и даже вибрирующими модулями для более качественной передачи сверхнизких частот. При вибрации такого модуля человек получает более адекватное ощущение воспроизводимого баса, поскольку в реальной жизни мы слышим низкие частоты не только ушами, но и ощущаем их вибрацию всем телом.
Мониторные наушники, используемые в студиях звукооператорами, могут иметь различные конфигурации, но должны обладать прецизионными характеристиками (ровная частотная характеристика, правильный тайминг и пр.) и быть максимально комфортными при длительном ношении, ведь звукорежиссер носит наушники не для удовольствия, а в силу своих профессиональных обязанностей.
Наконец, нельзя не отметить специальных моделей, предназначенных для людей с дефектами слуха. Не то, чтобы этот класс был очень широким, но мы рекомендуем всем любителям громкой музыки обратить на него внимание, прочитать заключительную часть данной статьи, посвященную повреждениям слуха, и сделать правильные выводы, чтобы не перейти в категорию людей, которым необходимы именно эти модели.
Технические характеристики наушников
Выбор наушников
Выбор наушников – дело очень ответственное и сугубо индивидуальное. В отличие от тех же самых акустических систем, наушники невозможно выбрать только лишь на основе экспертных рекомендаций. В соответствии с теми или иными анатомическими особенностями одни и те же наушники могут быть удобными для одного и совершенно дискомфортными для другого человека. То же самое относится и к качеству звучания. В рамках экспертных оценок и сравнительных тестов мы можем отметить только основные характерные особенности звучания той или иной модели. Окончательный же выбор лучше сделать самостоятельно, вооружившись этой информацией и лично прослушав те модели, на которых вы остановили свой предварительный выбор.
Рекомендации по выбору наушников начнем с простого утверждения, что наушники должны быть удобными. Вам не будет удобно, если они будут давить на голову или, наоборот, соскакивать. Подумайте, в каких ситуациях вы чаще всего используете наушники, и сформулируйте свои критерии. Насколько удобными в использовании будут наушники, обычно зависит от следующих факторов:
Комфорт — любой дискомфорт будет только усиливаться при длительном ношении, если это наушники-вкладыши — убедитесь, что они не выпадают из ушей и не доставляют неприятные ощущения
Настраиваемость — насколько легко оголовье и чашки наушников могут подстраиваться под форму головы пользователя
Вид и длина провода — различают два вида проводов: «Y-образный», раздваивающийся и подходящий отдельно к каждой чашке наушников, и «односторонний», подходящий к чашкам наушников только с одной стороны. Средняя длина провода — 1.5 - 3 м. Если вы используете наушники с портативным плеером, вам понадобится более короткий шнур и, напротив, при работе в студии — более длинный.
Надёжность становится особенно важным фактором, когда речь идет о наушниках для портативной техники или для профессионального использования. Первые обычно лёгкие и хрупкие, поэтому тут больше шансов «выжить» у моделей, снабжённых прочным футляром. Наушники, используемые в профессиональной сфере, подвергаются ежедневным нагрузкам и часто ломаются, в том числе и из-за небрежного обращения с ними. Провода, особенно тонкие, приходят в негодность, потому что их дёргают и наступают на них. Оголовья трескаются, чашки наушников отваливаются. При таком интенсивном использовании не удаётся полностью избежать поломок. В любом случае, если вы покупаете наушники для профессионального применения или повседневной носки, ищите модели прочной конструкции. Перед тем, как купить понравившуюся модель, рекомендуем произвести хотя бы беглый визуальный осмотр и оценить качество изготовления основных узлов, гибкость и надежность контактов. Этим вы избавите себя от большого количества не самых приятных забот по устранению поломок и перепайки расшатавшихся соединений.
Оценка качества звучания наушников
Выравнивание амплитудно-частотной характеристики
Особенности передачи баса головными телефонами
Корректная передача басовой составляющей музыкального произведения является одной из самых сложных задач даже для серьезных напольных акустических систем. Что уж говорить о наушниках, в которых геометрические размеры излучающих диафрагм и чашек, в которых эти диафрагмы расположены, совсем невелики.
Качество воспроизводимого баса сильно зависит от конструкции наушников. Например, наушники открытого типа, как правило, сильно облегчают звук, баса в них существенно меньше, чем в закрытых наушниках или вкладышах-затычках. Это связано с тем, что их конструкция не обеспечивает надлежащей изоляции от внешнего пространства, и существенная часть басовой энергии, излучаемой диафрагмой, рассеивается наружу. В реальной жизни мы воспринимаем низкие и сверхнизкие частоты не только ушами, но и всем телом. Попробуйте прослушать соответствующую фонограмму в хорошем домашнем кинотеатре, оснащенном качественным сабвуфером, и вы почувствуете низкочастотную вибрацию, которая хорошо соответствует ощущениям, испытываемым в реальной жизни. Наушники не могут передавать вибрацию – они дают только слуховые ощущения, поэтому драматизм восприятия при прослушивании в наушниках будет однозначно ниже, чем в случае с акустическими системами.
Как мы уже говорили, легкие наушники, которыми штатно оснащаются портативные аудио плееры, как правило, имеют облегченный бас. Прекрасно осознавая данную проблему, многие производители сознательно увеличивают в них составляющую верхнего баса для создания ощущения более плотного и глубокого звучания. Понять, играют ли наушники действительно глубоко или же просто имеют повышенный уровень верхнего баса можно, прослушав фонограмму, на которой есть только сверхнизкочастотная составляющая, а верхнего баса нет. Такие записи встречаются достаточно часто. В качестве примера можно привести записи Брайана Ино, которыми мы иногда пользуемся при проведении тестирования. Отдельные композиции этого исполнителя содержат мощные сверхнизкочастотные эффекты, обладающие к тому же очень интересной структурой, которую можно услышать только при очень качественной передаче нижнего баса.
Бывают ситуации, когда у слушателя возникает ощущение передачи очень глубокого баса при прослушивании самых скромных наушников, которые просто физически не способны передавать такую глубину. Причина этого явления кроется в психоакустике восприятия. На самом деле то, что вы слышите в данном случае, является иллюзией. Вы слышите не сам бас запредельной глубины, а его более высокие гармоники. Воспринимая эти гармоники и анализируя их, наш мозг самостоятельно достраивает недостающие частоты, пребывая в уверенности наличия басовой составляющей, которой на самом деле нет.
Особенности прослушивания наушников перед покупкой
В целом, наилучшим способом произвести корректную оценку тех или иных головных телефонов является сравнение их с качественными акустическими системами. Произведя такое сравнение на качественном тестовом материале, в котором практически не использованы процессорные звуковые обработки, вы сможете сделать правильные выводы об аккуратности и тембральной точности звучания.
Как мы уже упоминали, корректное измерение АЧХ наушников представляет собой определенные сложности. На основе простых измерений в свободном пространстве нельзя сделать никаких выводов о сбалансированности звучания. Для того чтобы измерения имели ценность их необходимо проводить непосредственно в слуховом канале. Для этого некоторые производители используют специальные манекены или так называемые модели «искусственного уха», дублирующие особенности строения человеческого слухового аппарата. Так или иначе, не стоит слепо полагаться на заявленные частотные характеристики. Единственным надежным способом оценить правильность тембральной передачи остается прослушивание.
Если вы собираетесь использовать специальные тестовые диски для проверки звучания наушников, то рекомендуем вам соблюдать осторожность. На тестовых дисков зачастую встречаются музыкальные пассажи, имеющие гигантские динамические перепады. Вы можете не только сжечь наушники, но и нанести существенный ущерб своему собственному слуху, поэтому лучше всего ознакомиться с содержимым диска заранее на домашней системе и быть готовым к тому, чтобы своевременно уменьшить громкость воспроизведения.
Для того чтобы оценить качество изготовления наушников и отследить возможные искажения попробуйте послушать наушники на довольно высокой (но все же расчетной) громкости, не надевая их на голову. Естественно, при этом звук будет тихим и совсем без баса, но вы сможете без труда отследить треск перегрузок или дребезжание плохо задемпфированного излучателя.
Как не допустить повреждения слуха при прослушивании через наушники?
Повредить слух, используя наушники, к сожалению гораздо проще, чем с помощью обычных громкоговорителей. Многие любители громкого воспроизведения используют звуковую изоляцию и слушают музыку на запредельных уровнях громкости – наверняка вы не раз встречали людей в транспорте или метро, которые слушают музыку в наушниках на такой громкости что вы, стоя рядом, без труда можете разобрать, какую именно композицию они слушают.
Необходимо отметить, что даже при одинаковых эффективных уровнях громкости (т.е. при таких уровнях, которые приводят к идентичным слуховым ощущениям), слушать музыку в наушниках гораздо опаснее, чем при помощи акустических систем, поскольку излучатели расположены в непосредственной близости от слухового канала, который не защищен протяженным воздушным слоем от резких динамических перепадов и прочих неприятных неожиданностей.
Одним из неоспоримых преимуществ прослушивания в наушниках перед акустическими системами является способность различать гораздо большее количество мелких музыкальных деталей. Помните, однако, что без соблюдения определенных мер предосторожности вы рискуете утратить эту способность навсегда.
Устройство слухового аппарата
Громкость звука и акустические травмы
Как мы уже говорили, звук представляет собой колебания среды, распространяющиеся в пространстве, поэтому, чем громче звук, тем большее давление оказывается на чувствительные элементы слухового аппарата человека. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух. В качестве примера приведем простой факт. В ряде европейских стран принят закон, в соответствии с которым наниматель обязан предложить своим сотрудникам защиту (обеспечить защитными наушниками) в случае если на производстве, где они работают, уровень шума превышает 85 дБ. При уровне шума 90 дБ и выше такая защита должна использоваться в обязательном порядке.
Ниже приведены уровни звукового давления, соответствующие некоторым ситуациям:
- 60 дБ Обычный разговор, телефонный звонок
- 70 дБ Шум в ресторане.
- 80 дБ Городской транспорт, звонок будильника на расстоянии метра, шум на фабрике, шум пылесоса.
- 90 дБ Поезд метро, мотоцикл, газонокосилка.
- 100 дБ Бензопила, отбойный молоток.
- 110 дБ Дэнсинг-клаб.
- 120 дБ Рок-концерт, раскат грома.
- 130 дБ Взлет ракеты, выстрел из артиллерийского орудия.
Имейте в виду, что акустические травмы никогда не проходят бесследно. Вредоносный эффект от них обладает кумулятивным свойством, т.е. может накапливаться и проявиться через длительное время совершенно неожиданно.
Музыкальные инструменты, естественно, также могут привести к повреждению слуха. Ниже мы приводим таблицу с уровнями громкости, производимой при различных музыкальных исполнениях:
- 60-70 дБ Обычное фортепианное исполнение
- 70 дБ Форте сольного исполнения на расстоянии метра
- 75-85 дБ Камерное исполнение в небольшом зале
- 84-103 дБ Виолончель
- 85-111 дБ Флейта
- 85-114 дБ Тромбон
- 106 дБ Удар большого барабана
- 120 - 137 дБ Симфоническая музыка на пике
- 150 дБ Рок музыка на пике
Необходимо помнить о том, что и музыканты и зрители на концерте могут нанести себе акустическую травму без применения мер предосторожности.
Болезни слуха, вызванные громкими звуками
Прослушивание музыки на высокой громкости может стать причиной 2 основных слуховых болезней – потери чувствительности сенсорных волосков и так называемого «звона в ушах».
Потеря чувствительности происходит во внутреннем ухе, когда звуковая волна, проходя через жидкость в ушной улитке, перевозбуждает и убивает чувствительные волоски. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Находясь на переднем фронте сенсорной зоны внутреннего уха, чувствительные элементы, ответственные за высокие частоты, страдают в первую очередь, поэтому неудивительно, что проблемы со слухом обычно начинают проявляться на высоких частотах (3 – 6 кГц).
Причиной так называемого звона или шума в ушах является то, что поврежденный сенсорный элемент внутреннего уха начинает посылать нервные импульсы в мозг все время, вне зависимости от того, есть ли на самом деле звук или нет. Данная болезнь, как следует из названия, заключается в громком звоне или гуле (в зависимости от частот, за которые отвечают поврежденные сенсорные ячейки) в голове. Иногда этот звук может быть весьма громким (кажущаяся громкость может достигать уровня в 90 дБ) и таким образом может очень сильно испортить жизнь пострадавшему человеку.
Восприятие при прослушивании через наушники и акустические системы
С точки зрения безопасности для слухового аппарата прослушивание с использованием акустических систем имеет определенные преимущества по сравнению с наушниками даже на одинаковых эффективных уровнях громкости. Дело в том, что колонки обычно устанавливают на некотором расстоянии от слушателя, а это значит, что высокие частоты, которые сильно поглощаются при распространении в воздухе, попадают в слуховой канал уже существенно ослабленными.
Мы уже писали, что ВЧ являются наиболее опасными для человека, из-за близкого расположения соответствующих сенсорных волосков внутреннего уха. В отличие от громкоговорителей, наушники располагают в непосредственной близости от слухового канала, а некоторые типы наушников (например, затычки) и прямо в канале. Естественно, что при столь близком расположении, ни о каком существенном ослаблении ВЧ речи быть не может. Это означает, что при одинаковой эффективной громкости в звуке наушников, воспринимаемом человеческим ухом, содержится больше высоких частот, которые гораздо опаснее для слуха чем средние и низкие.
О чем надо помнить любителям персонального стерео?
При прослушивании музыки с помощью головных телефонов нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение ее регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию и увеличить громкость воспроизведения до такого уровня, при котором прослушивание станет рискованным.
Очень часто персональные плееры используют для прослушивания музыки в шумных местах – транспорте, на улице и т.д. При этом используются легкие наушники открытого типа или вкладыши, которые не изолируют слух от внешнего шума. Для того чтобы разобрать музыку несчастным меломанам приходится очень сильно увеличивать громкость звука, добиваясь того, чтобы она заглушила внешнее звуковое окружение. При этом очень легко довести уровень громкости до такого уровня, который приведет к появлению акустической травмы. К примеру, при прослушивании музыки в тихой комнате для комфортного прослушивания вполне достаточно уровня громкости 70 дБ. Но если тот же человек выйдет из комнаты на улицу со средним уровнем шума 65 дБ, то он автоматически выставит громкость на значение 90 – 95 дБ. Таким образом, использование персонального стерео в очень шумных местах может быть опасным и его следует избегать.
Многие наши читатели наверняка используют портативные плееры при занятиях спортом – беге или аэробике. Мы понимаем всю непопулярность своих слов, но как показали исследования в области человеческого слуха, использование наушников при занятиях спортом также может быть опасно. При интенсивной физической нагрузке кровь отливает от головы к нагружаемым конечностям, и уши становятся намного более уязвимыми для громкого звука. Специалисты утверждают, что при занятиях спортом риск получения акустической травмы увеличивается вдвое!
Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха обладают кумулятивным эффектом, т.е. могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений. Рекомендуем обратить внимание на следующие симптомы, при обнаружении которых необходимо срочно обратиться к врачу:
· Звон или шум в ушах
· Сложности в понимании человеческой речи
· Заметная приглушенность звуков
· Сложности в понимании речи в шумных местах или комнатах с плохой акустикой
Помните о том, что после длительного прослушивания громкой музыки через наушники вы можете на время потерять способность воспринимать тихие звуки, а это может быть опасно, например, для автомобилистов или велосипедистов.
Все люди, которые предпочитают прослушивание через наушники, в той или иной степени подвержены риску повредить слух, поэтому мы рекомендуем вам периодически проверять его. Конечно, лучше всего для такой проверки обратиться к специалисту, но если это по каким-то причинам нежелательно попробуйте следующее. Возьмите тестовый диск, на котором есть записи чистых тонов на разных частотах, но с одинаковым уровнем (таких дисков на самом деле достаточно много). Если на каком-нибудь из тонов вы услышите значительные потери в уровне сигнала, то это вполне достаточный повод для того, чтобы насторожиться и немедленно обратиться к врачу.
На этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить данную статью. Отметим лишь, что на самом деле все не так мрачно – прослушивание в наушниках обладает массой достоинств. Мы просто призываем вас чувствовать меру и соблюдать осторожность в целях сохранения своего музыкального слуха на долгие годы. Удачи!