ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Trinnov, ATI и JBL. Единство противоположностей

 

Краткое описание

Система, рассматриваемая в тесте, воплощает собой полвека истории Hi-Fi. В ней объединены студийные мониторы JBL Studio Monitor 4429, концепция которых родилась в семидесятые годы прошлого века, суперсовременный аудиопроцессор Trinnov Amethyst, а также усилитель мощности ATI 2002, который чаще можно встретить в кинотеатральных системах профессионального уровня, нежели в классическом стерео. Этот необычный комплект способен заменить собой обычную стерео-систему, в которой роль источника сигнала может выполнить как традиционный CD, так и проигрыватель виниловых дисков, или современный гаджет с поддержкой WiFi сети и технологии UPNP.

 

Особенности

JBL Studio Monitor 4429

3-полосные акустические системы

 

Увеличить

Акустика JBL Studio Monitor 4429 является преемницей винтажных студийных мониторов дальнего поля 4425. В свое время 4425 были новаторской моделью: впервые в линейке студийной акустики JBL на верхних частотах был использован компрессионный излучатель с бирадиальным рупором. Современные мониторы 4429 хоть и не предназначаются для звукозаписывающих студий, сохранили все характерные черты предшественников: компоновку, дизайн, функциональность и звуковой почерк.

 

Увеличить

Не обошлось, конечно, и без нововведений. Все излучатели были усовершенствованы, а в теле большого рупора установлен еще один маленький рупор с дополнительным ультравысокочастотным излучателем, расширяющим частотный диапазон до 45 кГц. Его драйвер имеет 19-мм диффузор из титана, каркас звуковой катушки - каптоновый, а намотка выполнена омедненным алюминиевым проводом. Для повышения мощности и точности звучания был использован неодимовый магнит в форме кольца.

 

Увеличить

Диапазон от 800 Гц до 7 кГц воспроизводит большой рупор с 50-мм излучателем, диффузор которого изготовлен из магниевого сплава. Его звуковая катушка также имеет каркас из легкого и прочного каптона, а провод использован алюминиевый. Мощная магнитная система, состоящая из нескольких неодимовых магнитов, позволяет добиваться высокой производительности.
Рупорное оформление обоих динамиков выполнено в виде единой детали, отлитой из полимера SonoGlass, обладающего высокой степенью акустической инертности. Основной же корпус изготовлен из 25-мм плит МДФ и усилен изнутри распорками, исключающими возникновение резонансов и характерных ящичных призвуков. 300-мм НЧ-излучатель с бумажным диффузором AquaPlus и полукруглым резиновым подвесом имеет фазоинверторное оформление. Два порта сравнительно небольшого диаметра выведены на переднюю панель под гриль. Благодаря им нижняя граничная частота составляет 40 Гц.

 

Увеличить

Кроссовер акустики имеет регулировку отдачи ВЧ и УВЧ излучателей для подстраивания АЧХ под конкретные условия прослушивания. Данная функция нетипична для домашней акустики, но для студийных мониторов всегда была нормой. Двойные клеммы позволяют реализовывать двух-кабельное или двух-усилительное подключение.
 
ATI AT2002
Усилитель мощности

 

Увеличить

Американская компания ATI специализируется на производстве усилителей мощности во всевозможных их модификациях. Концентрация на единственном типе продукции позволяет доводить до совершенства каждый элемент и реализовывать решения абсолютно бескомпромиссные. Так, например, трансформаторы в усилителях ATI используются только тороидальные и исключительно собственного производства. Это вполне обосновано, поскольку от качества питания во многом зависит общее качество работы усилителя мощности, особенно когда речь идет о моделях, обеспечивающих сотни Ватт на канал.
В модели AT2002 используется два таких трансформатора, поскольку речь идет о двухканальном усилителе, а для повышения качества звучания и исключения взаимопроникновения сигналов инженеры ATI используют полностью раздельную схемотехнику каналов. Это, кстати, позволило создать модульную конструкцию, при которой в одном и том же корпусе можно установить от двух до семи каналов усиления.

 

Увеличить
Усилители ATI 2000-й серии имеют модульную конструкцию и могут иметь от 2 до 7 каналов усиления

Усилитель поддерживает балансное подключение, что особенно актуально в сложных инсталляциях, когда используются длинные межкомпонентные кабели и балансное подключение является единственным способом гарантировано избавиться от помех и наводок, проникающих извне. Тот факт, что балансная структура звукового тракта сохраняется и внутри схемы усилителя вплоть до выходного каскада, позволяет существенно снизить уровень собственных шумов и искажений, повысив тем самым качество звучания. Возможность небалансного подключения также присутствует.
Из конструктивных особенностей стоит отметить монтаж входных разъемов. Они не паяются непосредственно на печатную плату, как это обычно происходит, а прикручиваются на заднюю стенку усилителя, что позволяет подключать толстые тяжелые кабели и не бояться выломать разъем из платы.
Усилитель оснащен системой мягкого старта, исключающей повышенную нагрузку на сеть при включении. Есть функция дистанционного включения/выключения с помощью триггеров, работающих в широком диапазоне напряжений: от 3,3 до 24 В.
 
Trinnov Amethyst
Процессор-предусилитель

 

Увеличить

Линейка аппаратуры французской компании Trinnov делится на профессиональные и домашние устройства, а последние, в свою очередь, подразделяются на стереофонические и многоканальные. Но при этом в основе каждого из них лежит одна и та же фирменная технология Optimizer - уникальный алгоритм 3D измерения и коррекции акустических особенностей помещения.
Подробнее с технологиями компании можно познакомиться в статье "Trinnov – мастера 3D звука".
Конструктивно Trinnov Amethyst - это аппарат исключительной производительности, обеспечивающий моментальную обработку больших объемов данных. С функциональной точки зрения он объединяет в себе целый ряд устройств: процессор-оптимизатор, предварительный усилитель с цифровыми и аналоговыми входами различных типов, ЦАП с поддержкой цифрового сигнала до 192кГц/24бит включительно, фонокорректор, UPNP-рендерер и активный двухполосный кроссовер.

 

Увеличить

Технология Optimizer подразумевает измерение акустических условий с помощью специального 3D-микрофона, позволяющего получать звуковую картину в трех измерениях, в результате чего процессор получает исчерпывающую информацию об особенностях используемого звукового тракта, акустических условиях и месте расположения слушателей. Последующая калибровка сводится к внесению в сигнал корректив, благодаря которым в точке прослушивания формируется линейная фазовая характеристика и амплитудно-частотная характеристика заданная пользователем.
При подключении к цифровому источнику или в случае использования встроенного UPNP-рендерера Trinnov Amethyst сам является источником сигнала, а это значит, что оптимизатор охватывает весь звуковой тракт, исключая проблемы любого происхождения: особенности усилителя или акустики, акустику помещения, не оптимальное расположение слушателя относительно системы.

 

Увеличить

А при подключении внешнего источника появляется возможность варьировать степень вмешательства технологии Optimizer в сигнал. Например, CD-проигрыватель можно подключить с помощью SPDIF или AES/EBU-интерфейса так, чтобы цифровой сигнал с транспорта декодировался уже средствами Trinnov. Это даст степень контроля максимально приближенную к 100%. Или же можно задействовать аналоговое подключение CD-проигрывателя, сохранив тем самым его индивидуальный характер. В этом случае Optimizer компенсирует искажения и форму АЧХ, начиная с усилительной части. Аналогичным образом можно поступить и с проигрывателем винила, задействовав внешний фонокорректор, подключенный к линейному аналоговому входу Trinnov Amethyst, обойдя тем самым собственный фонокорректор устройства. Впрочем, последнее возможно и не понадобится, поскольку фирменный фонокорректор является гибридным аналогово-цифровым и технически превосходит большинство традиционных решений. Обработка сигнала в фонокорректоре Trinnov происходит следующим образом: низкие частоты, интенсивность которых необходимо ослабить, подавляются в типичной аналоговой схеме, а верхние частоты, нуждающиеся в усилении и специфической фильтрации, обрабатываются уже после перевода сигнала в цифровой вид. Таким образом, удается обеспечить более точную коррекцию верхних частот, а также исключить возникновение шумов предусилителя, свойственных для аналогового фонокорректора.

 

Увеличить

Будучи изначально разработанным для работы в стерео-системе, Trinnov Amethyst имеет не два, как можно было бы ожидать, а четыре выхода для подключения усилителей мощности. Таким образом, помимо классического стерео формата 2.0 он поддерживает все возможные варианты распределения сигнала, укладывающиеся в четыре канала: 2.1, 2.2, 3.1 и даже работает с квадрофоническим звуком 4.0. Но наибольший интерес вызывает функция встроенного кроссовера, позволяющая избавиться от пассивных фильтров двухполосной акустики. В отличие от пассивных фильтров, используемых во всех без исключения многополосных акустических системах, цифровой кроссовер не вносит в сигнал фазовые искажения, а также не вызывает никаких других потерь сигнала даже при использовании фильтраци четвертого порядка с высокой крутизной среза. Среди факторов, осложняющих реализацию данной схемы, стоит отметить лишь необходимость использования четырехканального усилителя или двух одинаковых стереофонических, что несомненно повысит стоимость инсталляции.
Управление Trinnov Amethyst возможно различными способами. Устройство поддерживает интеграцию в системы «умного дома» благодаря интерфейсу RS232 и поддержки протокола управления Crestron. При возможности прямого взаимодействия, вполне функциональным оказывается дисплей и органы управления, расположенные на передней панели самого устройства, равно как и пульт ДУ. Но наиболее удобным является вариант с использованием фирменного ПО. Есть возможность установить его как в стационарный ПК или ноутбук, так и в мобильный гаджет.
 
Впечатление
Все компоненты системы выполнены очень качественно, причем, отдельно хочется обратить внимание на дизайн акустики. Изначально студийные мониторы JBL изготавливали из фанеры. Современные 4429 отделаны натуральным шпоном, обработанным полиуретановым лаком, который превосходно сохраняет ощущение мягкости и теплоты полированного дерева. Свой статус High-End эта модель вполне оправдывает.
Коммутация системы была произведена по максимально простой схеме - как в классическом стерео с однокабельным подключением акустики. Цель данного эксперимента — оценить возможности системы Optimizer в наиболее сложных условиях. Известно, что JBL 4429 обладают не только высоким разрешением, но еще и собственным узнаваемым звуковым почерком, характерным для рупорной акустики.
Процедура калибровки системы включает в себя замеры в нескольких точках помещения, производимые с помощью входящего в комплект 3D микрофона. Каждой точке измерения присваиваются степени приоритетности, которые можно изменить в любой момент в зависимости от фактического расположения слушателя. Система может запомнить до 100 точек, что очевидно превосходит все мыслимые и не мыслимые варианты использования в рамках домашней системы. Из практических моментов стоит отметить важность точного выбора высоты установки микрофона при замере, поскольку система производит замеры в трех измерениях, учитывая не только дистанцию, но и высоту.
По завершении измерений система калибруется автоматически, приводя фазовую и частотную характеристику звучания в точке прослушивания к линейному виду. При желании скорректировать характер звучания можно установить в системе желаемую форму АЧХ, которую процессор должен обеспечить в результате. Любые другие параметры также можно корректировать вручную, если возникнет такая потребность. При работе с аналоговыми источниками сигнал на входе проходит процедуру оцифровки, параметрами которой также можно управлять вручную.

Увеличить

В качестве источника выступил весь доступный парк техники: CD-проигрыватель, проигрыватель винила и сам Trinnov Amethyst. Последнее требует комментария, поскольку схема работы в нашем случае оказалась несколько нетипичной. Поскольку Trinnov Amethyst обладает, по сути, и функционалом компьютера, логично было предположить, что он будет способен читать аудиофайлы с внешних накопителей или воспроизводить музыку из папок общего доступа локальной сети. Однако ничего подобного производители не предлагают. Более того, функция воспроизведения UPNP/DLNA была реализована на уровне рендерера, то есть устройства, являющегося исполнителем, а не полнофункциональным плеером, способным находить файлы на серверах и управлять их воспроизведением. Флешки могут использоваться исключительно для сервисных функций, ну а о доступе с Trinnov Amethyst в папки домашнего ПК и говорить не приходится. Функциональность в этом плане строго ограничена. Еще одна тонкость — для использования единственного открытого для работы UPNP/DLNA протокола Trinnov Amethyst сам создает WiFi сеть отдельную от домашней сети. Подобный подход введен из соображений простоты и безопасности – для того, чтобы сам пользователь или кто-то извне не могли вмешаться в работу устройства. Организация библиотеки файлов, установка программ для воспроизведения — все это должно происходить вне устройства.
При этом нельзя сказать, что функционал от этого сильно пострадал. Рекомендуемый производителем бесплатный софт BubbleUPNP (или любой другой аналогичный) легко подключается к рендеру Trinnov и позволяет воспроизводить контент со смартфона или планшета. Hi-Res файлы воспроизводятся без компрессии в оригинальном качестве.
Систему можно прослушивать в различных вариантах и сочетаниях: со встроенного рендерера или с аналогового входа, а также с оптимизатором или без него. Во всех случаях звук существенно отличается, как могли бы отличаться друг от друга совершенно разные стереосистемы. Несмотря на достаточно сложные условия в виде неподготовленного помещения с кафельным полом и акустики с выраженным звуковым почерком, Optimizer показал себя с наилучшей стороны, скомпенсировав резонансы и призвуки, которые традиционными средствами победить просто невозможно. Речь идет не о частичной коррекции, а фактически о полной смене характера звучания.
Применение Optimizer привело к тому, что бас существенно выровнялся, исчезла гулкость, расхлябанность. При этом возникло ощущение, что низких частот стало меньше, хотя итоговая кривая АЧХ даже имела небольшой подъем на НЧ. В целом, бас стал заметно четче, разборчивее, яснее проявились самые глубокие ноты. Середина и верх значительно прояснились, стали детальнее. Окрашенность звучания, присутствующая в зоне стыковки излучения СЧ и НЧ рупоров, была существенно скомпенсирована. На графике АЧХ крупные пики и провалы сократились на порядок, а мелкие исчезли вовсе. Сцена сфокусировалась и выстроилась в гораздо более естественную и реалистичную картину. Верхние частоты приобрели значительно большую прозрачность и чистоту.
В целом звучание получилось максимально подробным, детальным и в значительной степени нейтральным. Наивысшего качества удалось добиться при воспроизведении современных Hi-Res записей через встроенный рендерер устройства. Максимально близкий с точки зрения качества вариант — использование CD-проигрывателя с цифровым подключением.
Наиболее впечатляющий эксперимент — подключение проигрывателя виниловых дисков ко встроенному фонокорректору Trinnov Amethyst. Качество фонокорректора нареканий не вызвало, он предельно точен на НЧ, а в ВЧ и СЧ диапазоне извлекает из записи такие детали, которые на других фонокорректорах в принципе не были слышны. Но столь высокое разрешение способно сыграть злую шутку с некоторыми пластинками, выявив их собственный износ, проблемы мастеринга и прочие подробности, о которых не всегда хотелось бы знать.
В этом случае, равно как и в случае с цифровыми версиями некачественных старых записей типа классического рока шестидесятых и семидесятых годов, отличным решением является отключение оптимизатора. Фирменный звуковой почерк JBL Studio Monitor 4429 маскирует особенности записей тех лет, сохраняя при этом достаточно высокое разрешение и отличную динамику.
По результатам прослушивания можно констатировать, что экспериментальный подход к формированию системы из столь необычного набора компонентов оправдал себя полностью. Ну а возможность включить и выключить оптимизатор, а также произвольно перенастроить звучание в любой момент вывело понятие универсальности системы на совершенно иной уровень.

Технические характеристики

JBL Studio Monitor 4429

 Тип

 Мониторная, полочная, фазоинверторного типа

 Диапазон воспроизводимых частот

 40-45'000 Гц

 Максимальная рекомендованная мощность

 200 Вт

 Чувствительность

 91 дБ

 Импеданс

 6 Ом

 Частоты раздела кроссовера

 800, 7'000 Гц

 Супер твитер

 19-мм компрессионный с титановым куполом и бирадиальным рупором

 ВЧ излучатель

 50-мм компрессионный с магниевым диффузором и бирадиальным рупором

 НЧ излучатель

 300-мм с коническим бумажным диффузором AquaPlus

 Подключение

 Bi-amp, Bi-wire

 Габариты/Вес

 635х400х318 мм / 32,3 кг

ATI AT2002

 Мощность

 200 Вт

 Импеданс

 4-8 Ом

 Габариты/Вес

 432х178х419 / 28,2 кг

Trinnov Amethyst

 ЦАП

 192 кГц / 24 бит

 АЦП

 96 кГц / 24 бит

 Соотношение сигнал/шум

 118 дБ

 Процессор

 Intel Dual-Core 1,8 ГГц

 Оперативная память

 1 Гб

 Долговременная память

 1 Гб

 Входы

 2 балансных стерео, 1 линейный стерео,

 1 переключаемый линейный/фонокорректор,

 2 AES/EBU, 2 коаксиальных, 2 оптических,

 1 WC (синхронизация)

 Выходы

 2 балансных стерео, 1 линейный стерео,

 1 переключаемый линейный/фонокорректор,

 2 AES/EBU, 2 коаксиальных, 1 WC (синхронизация)

 Габариты/Вес

 103х442х445 мм / 10 кг