ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Сабвуферы Ken Kreisel

 

В большой коллекции творческих успехов конструктора акустических систем и инженера звукозаписи Кена Крейзела сабвуферы занимают особое место. Кен необычно рано увлекся записью и воспроизведением звука – еще в детстве, в 9 лет. Он мастерил своими руками громкоговорители, пробовал кое-что записывать на магнитную ленту («цифровая» эра была еще далеко впереди). В 1969-ом году, будучи еще школьником, Кен Крейзел зашел в крупный салон аудио техники на Беверли Хиллз, где познакомился с его владельцем и своим будущим партнером по бизнесу Джонасом Миллером. Эта встреча предопределила жизненный путь Крейзела: после окончания школы он выбрал не изучение медицины, как хотела его мама, а работу в магазине Миллера и изучение акустики. Тем более что «Jonas Miller Sound», так поначалу назывался салон на Беверли Хиллз, оказался на редкость благодатным местом для налаживания полезных знакомств: его постоянно посещали музыканты и инженеры, в нем часто проводились демонстрационные записи и презентации. Через Миллера Кен познакомился со знаменитым изобретателем доктором Лестером М. Филдом (Lester M. Field), одним из соавторов электровакуумной лампы бегущей волны (ЛВЗ). Несколько лет Крейзел ассистировал Филду в различных экспериментах, в 1971-ом году побывал в научно-исследовательском центре Bell Labs, где общался со светилами акустики и проводил измерения в крупнейшей на тот момент в мире безэховой камере. В эти же годы, многократно проводя тестовые записи больших органов, Кен узнал, как в реальности звучит настоящий глубокий бас. В дальнейшем этот опыт очень помог Крейзелу при разработке собственных сабвуферов.

Увеличить
На современной фабрике Ken Kreisel

Любопытный факт: именно сабвуфер стал отправной точкой в карьере Крейзела как конструктора серийных акустических систем. В начале 70-ых Крейзел записью звука интересовался больше, чем воспроизведением. Но бывало, Кен вспоминал юношеское хобби и делал акустические системы на заказ, в штучном исполнении. В 1973-ем году музыканты джаз-рок-бэнда Steely Dan попросили Крейзела изготовить аудиосистему для микширования их нового альбома «Pretzel Logic». Сказано-сделано. Система очень понравилась рокерам, но один ее компонент, сабвуфер по имени «Bottom End», получился необыкновенно удачным. Оценить его приходили другие музыканты, состоятельные меломаны и люди от звукозаписывающей индустрии, и все хотели такой же. Обдумав перспективы, партнеры в 1974-ом гуду зарегистрировали компанию M&K (Miller&Kreisel) Sound.

Таким образом, еще в 1973-ем году Кен Крейзел проложил дорогу для абсолютно нового направления в воспроизведении аудио: сателлитных систем, в которых бас озвучивается отдельным громкоговорителем, а заодно предвосхитил время многоканальных звукозаписей и комплектов акустики. Об эволюции сателлитных аудиосистем и влиянии Кена Крейзела на современную индустрию Hi-Fi и домашнего кинотеатра лучше всего написано в нашей статье «Kreisel Sound – возвращение легенды», в этом же обзоре цель более прозаичная – сабвуферы.

 

Сабвуферные технологии Кена Крейзела периода M&K

В 1977-ом M&K выпускает первый в мире активный сабвуфер Servo Volkswoofer, в наше время другие не сразу найдешь, а тогда идея активного сабвуфера была совершенно новаторской. Кроме того, в этом громкоговорителе была реализована система сервопривода – обратной связи между динамиком и усилителем, помогающей контролировать ход диффузора и ограничивать искажения на большой громкости.

Увеличить
Servo Volkswoofer в составе студийной сателлитной системы (1978 г.)

В 1989-ом разрабатывается знаменитая технология «пушпульного» подключения двух динамиков в одном корпусе – любимый метод Крейзела, применяющийся им и поныне. В этой конструкции два вуфера вставляются в закрытый корпус и электрически подключаются в противофазе. Но благодаря тому, что один из динамиков (боковой) направляется в комнату, а другой (располагающийся в нижнем отсеке корпуса) – внутрь, бас в пространство комнаты они излучают синфазно. Оказалось, что этот метод не только увеличивает мощность баса за счет использования двух вуферов, дополнительно происходит взаимное подавление четных гармоник, то есть уменьшаются искажения баса и заметно улучшается линейность работы излучателей на больших уровнях громкости.

 

Увеличить
MX-2000
MX-5000

Первый «пушпульный» аппарат MX-2000 увидел свет в том же 1989-ом году, в 1991-ом вышла первая компактная реализация принципа – M&K MX-70. А через год публике был представлен легендарный аппарат MX-5000 – первый сабвуфер, получивший сертификацию THX в индивидуальном зачете. До него для того, чтобы успешно пройти все испытания требовалась минимум пара НЧ громкоговорителей. Автору текста вспоминается веселая история, рассказанная одним из дистрибьюторов M&K в начале века. Когда у них в демо-комнате появился MX-5000, «зверь» большой и по всей видимости мощный, его решили испытать «на прочность». Впечатлений было много, но больше всего тот день запомнился сотрудникам из соседствующих в здании организаций: люди стали с тревогой выглядывать в коридоры и даже выбегать на улицу – им показалось, что началось землетрясение.

 

Новое время сабвуферов Кена Крейзела

В 2011-ом году Кен Крейзел основал новую компанию и назвал ее своим именем. Сегодня модельный ряд Ken Kreisel насчитывает два сабвуфера в линейке Push-Pull-Pulsar: модели DXD-12012 и DXD-808. Со старшим аппаратом мы уже знакомили читателей в тестовом обзоре кинотеатрального комплекта акустики 7.1 (ссылка). Оба сабвуфера сделаны по фирменной «пушпульной» технологии, имеют идентичную конструкцию корпусов и динамиков, оборудованы одинаковыми модулями усилителей, а различаются лишь размерами кабинетов и диффузоров. DXD-12012 укомплектован двумя драйверами диаметром 305 мм, DXD-808 оснащен динамиками меньшего калибра – 203 мм.

 

Увеличить

 

Корпуса сабвуферов Ken Kreisel

Корпуса современных сабвуферов Ken Kreisel собираются из листов MDF: минимальную толщину имеет задняя стенка – 18 мм, все остальные стенки толще, а панели с динамиками вообще сделаны двойными. В результате толщина перегородки с внутренним драйвером достигает 30.5 мм, а наружный басовик устанавливается в панель с суммарной толщиной 43 мм! Габариты DXD-12012 составляют 602х390х492 мм (ВхШхГ) при весе 36.6 кг, размеры DXD-808 – 447х275х332 мм (ВхШхГ) и вес 21.5 кг. Система из закрытого объема корпуса и динамиков рассчитана таким образом, чтобы ее добротность (без учета электрических фильтров) оставалась в диапазоне 0.5-0.707, а спад чувствительности в области низких частот имел естественную скорость 12 дБ на октаву. Такая система имеет практически идеальный баланс между количеством баса и качеством его демпфирования, обеспечивающим хорошие переходные характеристики звука. Боковой вуфер и три прямоугольных окна, ведущие в бокс внутреннего драйвера, закрываются деревянными грилями в темной ткани. Поверхность кабинета имеет черную отделку, напоминающую по текстуре кожу.

 

Увеличить

 

Сабвуферы серии Push-Pull-Pulsar имеют уникальную особенность, их можно ставить один на другой. Сцепка аппаратов выполняется с помощью особых креплений. Два сабвуфера составляют композицию Duo, из двух пар Duo можно построить колонну Quattro. На первый взгляд у такого способа инсталляции сабвуферов нет никакой другой выгоды кроме оригинального способа экономии места, однако это не так – есть еще одно преимущество: в связке Duo расположение четырех вуферов, направленных в разные стороны, компенсирует их взаимную отдачу на корпус, уменьшая нежелательные вибрации. Понятно, что в композиции Quattro, составленной из Duo, как из кирпичиков, полезное расположение басовиков по-прежнему соблюдается.

 

Басовики High Velocity Deep Bass

В новой линейке используются диффузоры, геометрия которых направлена на достижение оптимальных характеристик эффективной площади излучения, скорости отклика и прочности. Конические мембраны и центральные «чашки» динамиков изготавливаются из спрессованной массы древесных волокон и целлюлозы. Демпфирующие качества мембран улучшены специальным покрытием, дополнительную жесткость «чашек» придает твердый внешний слой, похожий на пластик, а может быть керамику. Широкие полукруглые подвесы производятся из бутадиен-акрилонитрилового каучука (NBR), который ценится за упругость, легкость и износостойкость. Такой подвес рассчитан на студийный режим работы излучателя и прослужит дольше, чем распространенные варианты из вспененной резины. По тем же соображениям центрирующие шайбы динамиков делаются из смеси хлопка с номексом.

 

Увеличить

 

В моторах басовиков применяется Т-образный полюсный наконечник и кольцо Фарадея, помещенное в основании магнитного керна. Они обеспечивают линейность и симметричность поля в магнитном зазоре. Чтобы избежать температурной компрессии звуковая катушка наматывается на сделанный из анодированного алюминия каркас, окрашенный черным цветом – это улучшает теплоотвод. Дополнительное охлаждение мотора осуществляется за счет воздушных каналов, проведенных между магнитной системой и центрирующей шайбой.

 

Усилители сабвуферов Ken Kreisel

Усилители для сабвуферов Ken Kreisel поставляет калифорнийская компания Claridy – это модули D-класса BASH, причем на каждый басовик приходится свой собственный блок питания и усилитель мощностью 375 Вт (RMS), то есть 750 Вт на сабвуфер. Пиковая мощность усилителей переваливает за 2 кВт. А далее начинаются хитрости, из-за которых усилители получили запутанное название Dual Class D Push-Pull Cross-Coupled High Current Hybrid Bridge Monoblock. Вспоминаем, что динамики сабвуферов, а значит и их усилители, электрически подключены в противофазе. Поэтому, когда в какой-то момент времени на один усилитель подается определенный сигнал, на второй подается тот же сигнал, но с обратным знаком. Или по-другому, когда один усилитель отрабатывает положительную фазу сигнала, задействовав положительную шину своего блока питания, второй усиливает отрицательную фазу, подключившись к своей отрицательной шине. И так постоянно, единовременно в блоках питания усилителей используются шины разных знаков, а другие «простаивают». Отсюда возникло довольно простое и изящное решение: «однополярные» шины питания двух блоков объединили, удвоив их резервы тока. Метод показал отличные результаты, ведь большинство импульсных усилителей отличаются неважными характеристиками в режимах «клиппирования», нуждаясь в дополнительных электронных схемах ограничения уровня сигнала. Схемы – не проблема, они могут спасти от особенно неприятных искажений, но урезанную динамику звучания так легко не вернешь. Хорошая же новость: благодаря усилителю с устрашающе длинным названием сабвуферы Ken Kreisel имеют огромный запас мощности, и чтобы довести их до «клиппирования» надо очень постараться.

 

Коммутация и настройки

 

Увеличить

 

На щитках управления сабвуферов Ken Kreisel не видно входов/выходов высокого уровня, зато, словно подчеркивая их студийное качество, аппараты оснащены линейным балансным входом XLR. Другой разъем XLR – выход, который является «сквозным» и служит для соединения сабвуферов в упомянутые выше композиции Duo и Quattro. Кроме того, щитки оснащены парой входных разъемов RCA, регуляторами фазы, частоты среза ФНЧ и громкости. Из двух тумблеров один отключает встроенный кроссовер (режим Bypass), а другой переключает программы питания (включен всегда/авто). Настройки даны без излишеств, без всяких там систем автонастройки и режекторных фильтров, но все регуляторы, действительно важные для интеграции сабвуфера в аудиосистему любого уровня, присутствуют.

 

Эксклюзивный дистрибьютор Kreisel Sound в России - компания "ММС"