ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Trinnov Altitude 32 не оставляет альтернатив

Увеличить

 

На рынке процессоров и AV-ресиверов для домашнего кинотеатра за последний год появилось немало устройств, умеющих декодировать Dolby Atmos и прочие форматы 3D-Audio. Ценовая гамма - очень широка: от недорогих японских марок, до многоканальных процессоров за десятки тысяч долларов. Давайте разберемся, всегда ли красивые и дорогие изделия оправдывает себя, если речь идет о работе с кинотеатральным контентом?

Увеличить

 

Для начала стоит заметить, что за последние 10 - 15 лет, с момента массового внедрения HDMI, с рынка ушло немало именитых производителей процессоров для домашнего кино. ATI, Adcom, B&K, Parasound, Lexicon, Mark Levinson, Rotel, Meridian и другие – все эти имена были весьма заметны в 90-х и начале 2000-х, а сейчас многие из этих компаний в лучшем случае занимаются производством усилителей, а некоторым и вовсе пришлось закрыться. Почему же эти производители не смогли сами разработать и выпустить процессоры, поддерживающие Dolby Atmos / DTS:X, а большинство из них даже не стали «связываться» с Dolby True HD/DTS HD MA?
Возможно, проблема заключается в существенном ускорении развития технологий. 20 - 30 лет назад жизненный цикл аудио- и видеостандартов составлял 10 - 15 лет, а сейчас этот цикл значительно сократился. Давайте вспомним, как протекала эволюция AV-форматов в конце прошлого и начале этого столетий. С конца 80-х до начала 2000-х годов компонентный видеосигнал в стандартном разрешении (480p/525p) оставался, по сути, самым качественным способом видеокоммутации, и только к концу этого периода от компонентного видеосигнала стали требовать передачи HDTV (720p/1080i).
Затем довольно быстро (с приходом цифровых источников изображения высокого качества HD DVD и Blu-ray) встал вопрос о защите передачи изображения, что привело к разработке и внедрению стандарта защиты HDCP в новый для того времени формат HDMI. Как следствие, появилась потребность в оснащении процессоров и AV-ресиверов HDMI-портами.

Увеличить

Развитие протокола HDMI логичным образом привело к его постоянному (раз в 2 - 3 года) усовершенствованию — добавили возможность передачи аудиосигнала, поддержку аудиосигнала высокого разрешения, добавили обратный аудиоканал, и вот у нас за 10 - 12 лет HDMI превратился из 1.0 в 2.0, пройдя промежуточные этапы 1.2, 1.3, 1.3b, 1.4a, 1.4b – то есть, смена фактически происходила раз в 2 - 3 года. Учитывая весьма сложную реализацию HDMI, являющегося цифровым форматом, которому нужна гарантированная поддержка некоторых ключевых технологий (таких, как протокол HDCP, в основе которого лежит обмен зашифрованными ключами между каждым из компонентов в цепочке), многие производители банально не смогли вписаться в производственный цикл. И, надо заметить, что это можно понять. Начиная с какого-то момента, все необходимые функции начали делать на одной-двух микросхемах, но кроме покупки всех необходимых лицензий и разрешений, необходимо или использовать референсные дизайны плат с обвязкой для этих микросхем, либо проектировать все самим, что гораздо дороже, а самое главное дольше. После покупки микросхем и прочих компонентов перед «малотиражным» производителем вставала непростая задача разработки «своей» платы, тестирования, отладки и, наконец, последнее, но самое важное, — сертификации «своих» плат у всех заинтересованных сторон — от Dolby и DTS до консорциума HDMI. Это все отнимало немало времени, и порой получалось так, что свежеразработанный и только-только выпущенный на рынок продукт через полгода уже устаревал в связи с выходом новой версии HDMI.
Использование же плат стандартного дизайна тоже накладывает ограничения — мало у кого из производителей есть линии по производству печатных плат, а значит надо идти на фабрику, которая работает с минимальными заказами в сотни или даже тысячи единиц.
 
Настоящее время
В последнее время описанные выше процессы начали еще больше ускоряться — за 5 лет произошел переход от 1080p (Full HD) к 4K (UltraHD), появились новые поколения аудиоформатов (Dolby Atmos/DTS:X/Auro3D), кроме того, все чаще требуется не только коммутация и декодирование сигнала, получаемого по HDMI, но еще и множество сетевых функций (AirPlay/Play-Fi/UPnP и так далее), тоже требующих использования специальных решений и сертификации их у соответствующих производителей и держателей патентов и лицензий. Очень просто это делать, производя десятки и сотни тысяч устройств, но что делать «мелкосерийным» производителям? Самое простое — перестать производить процессоры. Сосредоточиться на усилителях. По этому пути пошли Parasound, Mark Levinson, ATI и пр.

Увеличить
AV-процессор JBL Synthesis SDP-75, построенный на базе Trinnov Altitude 32

Второй путь — не разрабатывать ничего, а покупать готовые процессоры у сторонних производителей (Audiocontrol, JBL Synthesis и пр.) и вносить в них небольшие изменения.
Но всегда есть и третья опция, благо на дворе 21 век, и развитие микроэлектроники идет воистину семимильными шагами. Компании-производители микросхем прекрасно понимают запросы рынка и предлагают решения, которые позволяют делать универсальные решения. Яркий пример - компания Silicon Image, выпустившая менее года назад линейку микросхем для всех областей применения (от телевизоров до AV-ресиверов), поддерживающих до 8 портов HDMI 2.0 (включая последнюю версию HDCP 2.2) и поддержку HDR. Это кроме стандартных ARC, CEC, GUI и прочих весьма полезных функций.

 
Сколько каналов на самом деле в вашем процессоре?
Еще более интересная ситуация сложилась с декодированием объектных форматов 3D Audio — Dolby Atmos и DTS:X. Абсолютно все ресиверы и процессоры на рынке поддерживают максимально 11 дискретных каналов + 1 канал LFE. То есть, неважно, какой цены у вас процессор или ресивер, максимальная конфигурация одинакова и ограничена либо 7.х.4 либо 9.х.2. «Х» в данном случае - это количество сабвуферов или каналов LFE. Это количество может быть разным, вплоть до 4. Таким образом, оправдывается появление 13-, 15- и даже 16-канальных процессоров. Но суть в том, что именно «рабочих» каналов все равно остается максимум 11.

Увеличить
Основное решение для декодирования аудиопотока – универсальный чип Cirrus Logic CS 49844

Почему так? Да по той же причине — основной поставщик решения для декодирования аудиопотока, выделенного с помощью микросхем Silicon Image, - компания Cirrus Logic, предлагает использовать универсальный чип CS 49844, способный принимать и декодировать цифровое аудио, полученное как с HDMI (I2S), так и с SP/DIF — как в традиционных форматах типа Dolby Digital/Dolby TrueHD/DTS/DTS HD MA, так и в объектно ориентированных Dolby Atmos / DTS:X. Именно на этом чипе построены практически все AV-ресиверы на рынке. Разница лишь в выходных каскадах усиления и микросхемах цифроаналогового преобразования.

Увеличить

Но любой качественный кинозал в загородном доме, как правило, имеет площадь от 35-40 квадратных метров, а это значит, что каналов-то нужно больше. Если в зале стоят два ряда кресел, то количество каналов должно быть минимум 9.х.4, чего невозможно получить от 11-канальных процессоров. Подключение 2 боковых акустических систем к одному выходу декодера в данном случае не работает - объект после рендеринга должен «проходить» через каждую акустическую систему на своем «пути», а если две акустические системы это один канал, то объект появится в них одновременно.
 
Что делать и есть ли альтернативы?

Увеличить

Да, альтернативы есть. Принципиально другой подход используется в процессорах от компании Trinnov Audio, и решение, которое предлагает Trinnov, - поистине уникально. Фактически люди из Trinnov умудрились получить право на использование программного кода у Dolby напрямую. Этот код примерно такой же, как тот, что используется в процессорах от самого Dolby (CP850). Таким образом, метод декодирования Dolby Atmos в процессорах Trinnov Altitude максимально приближен к «настоящему», но количество дискретных каналов ограничено 32 (в коммерческой версии Atmos – 64).

Увеличить

Немаловажным дополнением к количеству дискретных каналов является еще одна «фишка» процессоров Trinnov. Для корректной обработки звуковых объектов в Dolby Atmos, процессор должен «знать», где именно находится каждая из акустических систем, а «умением» определять положение каждой акустической системы в пространстве в процессе калибровки обладает только Trinnov с их фирменной технологией 3D Remapping. Естественно, сейчас мы говорим о процессорах для домашнего рынка.

Увеличить

Еще одна важная особенность заключается в том, что совсем недавно компания Trinnov Audio официально объявила о выходе программного апгрейда для своих процессоров семейства Altitude32. Данный апгрейд обеспечивает полную поддержку последнего поколения кодеков DTS:X и DTS:NeuralX. Таким образом, все процессоры Altitude32 с пакетом кодеков 3D Codecs Pack теперь официально поддерживают все три формата 3D Audio: Dolby Atmos, DTS:X и Auro3D.

Увеличить

Подход компании Trinnov Audio подразумевает использование в процессорах PC-платформы, то есть фактически для обсчета и декодирования используются процессоры Intel и их собственная модификация ОС Linux с подключаемыми программными модулями и внешними высококачественными ЦАП/HDMI портами) позволил создать по-настоящему долговечный продукт. Ассортимент процессоров довольно широк - от 8-канальных до 32-канальных, оснащенных декодерами 3D-Audio и без таковых. Но, по сути, это один и тот же процессор, количество входов и выходов которого определяется банками выходных ЦАПов (по 8 на плату) и программным апгрейдом (для пакета 3D-Audio кодеков).

Увеличить

Соответственно, ограничения на апгрейд у Trinnov Altitude отсутствуют — вычислительная мощность процессора Intel Core i7, являющегося сердцем Altitude, с лихвой перекрывает все текущие и будущие потребности, а отсутствие необходимости производить «свои» платы для апгрейда радикально уменьшает время внедрения новых форматов и технологий, ведь все, что нужно — это «дописать» кусок программного кода.

 

Эксклюзивный дистрибьютор Trinnov Audio в России - фирма "MMS-Cinema"