Акустические системы KEF для Dolby Atmos
Dolby Atmos ‒ новый, набирающий популярность формат воспроизведения аудио, дающий окружающему звучанию трехмерность и приближающий впечатления от просмотра кино или прослушивания музыки к настоящей реальности. С одной стороны Dolby Atmos ‒ это дальнейшее развитие концепции многоканального звука, стартовавшего от обычного стерео, а затем продолжившего окружать зрителя акустическими системами. Первые годы развития технологий каналы добавлялись в базовый горизонтальный "слой": фронтальные колонки дополнились "центром" и тыловыми громкоговорителями, потом прибавились боковые каналы (знакомые всем конфигурации 5.1 и 7.1). Затем состоялись первые попытки добавить звуковой панораме третье, вертикальное измерение, любители кино их знают по форматам Dolby Pro Logic IIz, Audyssey DSX и DTS Neo:X. Но все это было лишь приближением к реальности, уже тогда было ясно, что настоящий формат 3D-аудио получит полноценный "слой" верхних каналов, может быть, даже не один. Подобная концепция 3D-аудио была реализована сразу несколькими компаниями: в 2006-ом году был представлен формат Auro-3D, продвигаемый бельгийской компанией Galaxy Studios и Barco, в 2012 году лидер современной аудио-индустрии Dolby Labs продемонстрировал формат Dolby Atmos. На выставке CES2015 о появлении своей версии формата трехмерного звука объявил еще один корифей индустрии DTS (формат DTS:X).
О разнице между Dolby Atmos и Auro-3D подробно написано в статье "Auro-3D vs Dolby Atmos – будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить". Хотя формат Auro-3D был анонсирован раньше Dolby Atmos, существенных дивидендов извлечь так и не смог, и на данный момент Atmos явно опережает Auro-3D по количеству релизов кинофильмов и видеоигр, по числу AV-ресиверов и процессоров, поддерживающих новые форматы. Возможно, Auro-3D удастся закрепиться в нише многоканальной музыки, тут у формата есть определенные успехи. О перспективах DTS:X говорить пока рано, декодеры формата уже появились на рынке в новых ресиверах и процессорах, но пока очень мало фильмов со звуком DTS:X, они только-только стали выходить. В любом случае DTS уже пропустили Dolby вперед и для участия в гонке им надо придумать что-то совсем неординарное.
Варианты установки АС в ДК Dolby Atmos
Итак, у конфигураций ДК Dolby Atmos есть своя специфика, поэтому ведущие производители акустических систем Custom Installation почувствовали в новых форматах трехмерного звука шанс занять только появившуюся нишу рынка. Какие варианты для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos предлагает один из лидеров в производстве Hi-Fi/High-End акустических систем, британская компания KEF?
Для начала отметим особенности ДК Dolby Atmos и варианты его реализации. Как мы говорили, современные технологии трехмерного звука предполагают помимо стандартного нижнего "этажа" каналов еще и каналы верхнего "слоя". Колонки можно подвешивать сверху на кронштейнах или же встраивать их в потолок. Последний случай будет оптимальным, так как не повредит интерьеру помещения. С другой стороны, возникает проблема направленности встраиваемых акустических систем и вообще самой возможности встройки. В проекте нового кинозала в частном доме встройку всегда можно предусмотреть в нужных количествах и позициях. Но в уже существующий кинозал внедрить потолочную встройку удастся не всегда. Кроме того, если планируется построить ДК действительно высокого класса, нужно чтобы потолочная акустика соответствовала уровню остальных компонентов системы.
KEF R50 ‒ работа на отражение
KEF R50 – один из первых в мире громкоговорителей, специально разработанный для Dolby Atmos. Дизайн колонок с излучателем, вставленным в скошенную верхнюю панель, реализует верхние каналы ДК с помощью отражения звука от потолка. Владельцу ДК не нужно будет делать ниши для встройки, полки или покупать кронштейны, сателлиты R50 спокойно устанавливаются на акустические системы каналов нижнего "слоя", лишь бы те позволяли что-то на себя поставить.
Оптимум ‒ модели серии KEF Ci R с сертификацией THX
Максималистам с большими запросами, включающими архитектурный дизайн помещения и исключительно высокое качество звучания ДК Dolby Atmos, британцы предлагают флагманскую линейку встраиваемой акустики KEF Ci R (R ‒ сокращение от Reference). В целом серия включает одну круглую акустическую систему для потолочной встройки, три модели с прямоугольной рамкой для встройки в стены, а также два встраиваемых сабвуфера с внешним усилителем (видео-обзор встраиваемой акустики KEF серии Reference). Но для эксклюзивного кинотеатра лучше всего подойдут старшие модели линейки, прошедшие сертификацию THX: потолочная встройка Ci200RR-THX, прямоугольные модели Ci5160RL-THX, Ci3160RL-THX и сабвуфер Ci3160RLb-THX.
Напомним, что такое THX. THX оценивает разные параметры воспроизведения звука, взяв за основу характеристики профессиональных студийных мониторов, с помощью которых звукорежиссеры во всем мире создают и тестируют фонограммы кинофильмов. То есть акустическая система, сертифицированная THX, гарантированно воссоздает точность, тональный баланс и звуковую динамику оригинального саундтрека. В результате звук у вас дома неотличим от голливудской студии: активные сцены звучат с пугающим реализмом, диалоги передаются четко и естественно, окружающий звук равномерен и потрясающе разборчив. Все упомянутые модели KEF Ci R сертифицированы по строгому стандарту THX Ultra 2, обещающему все критерии безукоризненного звучания ДК в больших помещениях.
Интересующие нас акустические системы Ci R оснащаются самыми передовыми технологиями KEF, применяемыми компанией в сегментах Custom Installation и корпусной акустики: это передовые модули Uni-Q, алюминиевые фасады и шасси, ультратонкие защитные решетки. Компактные точечные источники звука, модули Uni-Q, известные очень широкой и однородной диаграммой излучения, как нельзя лучше подходят для встраиваемой акустики, экономя размер лицевых панелей и решая вопросы направленности. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть знаменитое качество звучания семейства KEF Reference, давно ставшее эталонным в сегменте домашней акустики.