ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Акустические системы KEF для Dolby Atmos

Увеличить

 

Dolby Atmos ‒ новый, набирающий популярность формат воспроизведения аудио, дающий окружающему звучанию трехмерность и приближающий впечатления от просмотра кино или прослушивания музыки к настоящей реальности. С одной стороны Dolby Atmos ‒ это дальнейшее развитие концепции многоканального звука, стартовавшего от обычного стерео, а затем продолжившего окружать зрителя акустическими системами. Первые годы развития технологий каналы добавлялись в базовый горизонтальный "слой": фронтальные колонки дополнились "центром" и тыловыми громкоговорителями, потом прибавились боковые каналы (знакомые всем конфигурации 5.1 и 7.1). Затем состоялись первые попытки добавить звуковой панораме третье, вертикальное измерение, любители кино их знают по форматам Dolby Pro Logic IIz, Audyssey DSX и DTS Neo:X. Но все это было лишь приближением к реальности, уже тогда было ясно, что настоящий формат 3D-аудио получит полноценный "слой" верхних каналов, может быть, даже не один. Подобная концепция 3D-аудио была реализована сразу несколькими компаниями: в 2006-ом году был представлен формат Auro-3D, продвигаемый бельгийской компанией Galaxy Studios и Barco, в 2012 году лидер современной аудио-индустрии Dolby Labs продемонстрировал формат Dolby Atmos. На выставке CES2015 о появлении своей версии формата трехмерного звука объявил еще один корифей индустрии DTS (формат DTS:X).

 

Увеличить
Увеличить

О разнице между Dolby Atmos и Auro-3D подробно написано в статье "Auro-3D vs Dolby Atmos – будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить". Хотя формат Auro-3D был анонсирован раньше Dolby Atmos, существенных дивидендов извлечь так и не смог, и на данный момент Atmos явно опережает Auro-3D по количеству релизов кинофильмов и видеоигр, по числу AV-ресиверов и процессоров, поддерживающих новые форматы. Возможно, Auro-3D удастся закрепиться в нише многоканальной музыки, тут у формата есть определенные успехи. О перспективах DTS:X говорить пока рано, декодеры формата уже появились на рынке в новых ресиверах и процессорах, но пока очень мало фильмов со звуком DTS:X, они только-только стали выходить. В любом случае DTS уже пропустили Dolby вперед и для участия в гонке им надо придумать что-то совсем неординарное.

 

Увеличить
Несколько базовых конфигураций АС Dolby Atmos: 5.1.2 и 5.1.4, 7.1.2 и 7.1.4

В плане технологий Dolby Atmos и DTS:X основываются на близких концепциях. Оба формата поддерживают верхний "слой" звуковых каналов, но фонограмма привязывается не к каналам, а к звуковым объектам. Звуковой процессор сам рассчитывает, из какого канала, что воспроизвести. DTS:X обещает одинаковое микширование фонограмм для профессиональных и домашних кинотеатров, что упрощает и удешевляет работу. У Dolby Atmos все сложнее: профессиональный звуковой процессор должен поддерживать до 128 разных объектов, не считая звукового фона, и до 64-х громкоговорителей. Однако профессиональный процессор очень дорогой, в домашние ресиверы ставятся менее мощные процессоры, поэтому возможности технологии Dolby Atmos слегка урезаются и микшировать фонограммы для профессиональных кинозалов и дома приходится по-разному. В результате для домашнего применения Dolby Atmos рекомендует несколько конфигураций ДК от 5.1.2 до 9.1.4, где первая цифра обозначает количество каналов первого "этажа", а последняя ‒ число верхних каналов, средняя цифра обозначает канал низкочастотных эффектов. В максимальном варианте конфигурация ДК Dolby Atmos подразумевает до 24-х нижних каналов и до 10-и верхних. Несмотря на наличие конкурентов, на сегодняшний день именно Dolby Atmos идет в авангарде форматов 3D-аудио.

 

Варианты установки АС в ДК Dolby Atmos

Итак, у конфигураций ДК Dolby Atmos есть своя специфика, поэтому ведущие производители акустических систем Custom Installation почувствовали в новых форматах трехмерного звука шанс занять только появившуюся нишу рынка. Какие варианты для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos предлагает один из лидеров в производстве Hi-Fi/High-End акустических систем, британская компания KEF?

Увеличить

Для начала отметим особенности ДК Dolby Atmos и варианты его реализации. Как мы говорили, современные технологии трехмерного звука предполагают помимо стандартного нижнего "этажа" каналов еще и каналы верхнего "слоя". Колонки можно подвешивать сверху на кронштейнах или же встраивать их в потолок. Последний случай будет оптимальным, так как не повредит интерьеру помещения. С другой стороны, возникает проблема направленности встраиваемых акустических систем и вообще самой возможности встройки. В проекте нового кинозала в частном доме встройку всегда можно предусмотреть в нужных количествах и позициях. Но в уже существующий кинозал внедрить потолочную встройку удастся не всегда. Кроме того, если планируется построить ДК действительно высокого класса, нужно чтобы потолочная акустика соответствовала уровню остальных компонентов системы.

Увеличить
Верхние каналы ДК Dolby Atmos озвучиваются встраиваемыми АС

Однако создатели Dolby Atmos сделали свою технологию достаточно гибкой, предполагая определенные компромиссы. Поэтому верхние колонки не обязательно располагать на потолке. Если потолок имеет ровную поверхность, сделан из бетона, дерева или покрыт штукатуркой, звук можно отражать от него, располагая колонки внизу. Опыт Dolby показывает, что в стандартных комнатах высотой 2.3-2.7 метров, отражение звука от потолка будет давать качественную трехмерную панораму лишь с незначительной потерей разборчивости. Более того, если в комнате потолки невысокие, представление верхних каналов с помощью отраженного звука будет даже предпочтительным, так как даст реалистичный, слегка рассеянный звук. Потолочные акустические системы в этих ситуациях будут располагаться к зрителю слишком близко, вызывая нежелательную локализацию источников звука. К слову, по тем же причинам для тыловых громкоговорителей в маленьких помещениях рекомендуют дипольные или биполярные акустические системы, создающие диффузное звуковое поле. По данным Dolby метод отраженного звука в Atmos дает достойные результаты, пока высота потолка не превышает 4.3 м.

Увеличить
Верхние каналы Dolby Atmos воспроизводятся специальными АС, работающими на отражении звука от потолка

Таким образом, у будущего владельца ДК Dolby Atmos появляется выбор. Он может остановиться на компромиссном варианте системы с верхними каналами, работающими на отражении звука от потолка ‒ плюс этого решения в том, что оно не потребует затрат на перестройку помещения. Оптимальным с точки зрения интерьера и качества звука, если позволяет высота потолка и его конструкция, будет использование высококачественной встраиваемой акустики. К чести KEF в ассортименте компании есть акустические системы для обоих вариантов ДК Dolby Atmos.

 

KEF R50 ‒ работа на отражение

KEF R50 – один из первых в мире громкоговорителей, специально разработанный для Dolby Atmos. Дизайн колонок с излучателем, вставленным в скошенную верхнюю панель, реализует верхние каналы ДК с помощью отражения звука от потолка. Владельцу ДК не нужно будет делать ниши для встройки, полки или покупать кронштейны, сателлиты R50 спокойно устанавливаются на акустические системы каналов нижнего "слоя", лишь бы те позволяли что-то на себя поставить.

Увеличить
KEF R50 - специальные АС для Dolby Atmos

Колонки выполнены в закрытом корпусе, отделанном черным лаком, и укомплектованы фирменным коинцидентным драйвером Uni-Q. Таким образом, в компактном корпусе умещается полноценная 2-полосная акустическая система. Модуль Uni-Q, используемый в R50, ведет свою родословную от флагманских акустических систем High-End класса KEF Blade. Он оснащен 25-мм твитером с алюминиевым куполом и рассекателем Tangerine, мид-басовый диапазон озвучивает 130-мм излучатель с алюминиевым диффузором. По звучанию и дизайну сателлиты тонально согласуются с колонками серий Q и R, а также новейшей линейкой THE REFERENCE. Очевидно, что KEF R50 идеальны для модернизации уже существующего ДК до Dolby Atmos с минимальными затратами сил и средств.

 

Оптимум ‒ модели серии KEF Ci R с сертификацией THX

Максималистам с большими запросами, включающими архитектурный дизайн помещения и исключительно высокое качество звучания ДК Dolby Atmos, британцы предлагают флагманскую линейку встраиваемой акустики KEF Ci R (R ‒ сокращение от Reference). В целом серия включает одну круглую акустическую систему для потолочной встройки, три модели с прямоугольной рамкой для встройки в стены, а также два встраиваемых сабвуфера с внешним усилителем (видео-обзор встраиваемой акустики KEF серии Reference). Но для эксклюзивного кинотеатра лучше всего подойдут старшие модели линейки, прошедшие сертификацию THX: потолочная встройка Ci200RR-THX, прямоугольные модели Ci5160RL-THX, Ci3160RL-THX и сабвуфер Ci3160RLb-THX.

Увеличить

Напомним, что такое THX. THX оценивает разные параметры воспроизведения звука, взяв за основу характеристики профессиональных студийных мониторов, с помощью которых звукорежиссеры во всем мире создают и тестируют фонограммы кинофильмов. То есть акустическая система, сертифицированная THX, гарантированно воссоздает точность, тональный баланс и звуковую динамику оригинального саундтрека. В результате звук у вас дома неотличим от голливудской студии: активные сцены звучат с пугающим реализмом, диалоги передаются четко и естественно, окружающий звук равномерен и потрясающе разборчив. Все упомянутые модели KEF Ci R сертифицированы по строгому стандарту THX Ultra 2, обещающему все критерии безукоризненного звучания ДК в больших помещениях.

Интересующие нас акустические системы Ci R оснащаются самыми передовыми технологиями KEF, применяемыми компанией в сегментах Custom Installation и корпусной акустики: это передовые модули Uni-Q, алюминиевые фасады и шасси, ультратонкие защитные решетки. Компактные точечные источники звука, модули Uni-Q, известные очень широкой и однородной диаграммой излучения, как нельзя лучше подходят для встраиваемой акустики, экономя размер лицевых панелей и решая вопросы направленности. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть знаменитое качество звучания семейства KEF Reference, давно ставшее эталонным в сегменте домашней акустики.

Увеличить
Модели KEF Ci R THX для встройки в стены, включая сабвуфер

Встраиваемый сабвуфер Ci3160RLb-THX оснащается сразу тремя алюминиевыми излучателями калибра 165 мм. К НЧ-громкоговорителю прилагается внешний модуль KASA500 со встроенным звуковым процессором и усилителем D-класса 2х250 Вт. Таким образом, к каждому усилительному модулю можно подключить сразу два сабвуфера. Усилители модуля могут работать в мостовом режиме, обеспечивая выход до 500 Вт на один канал.

Увеличить
Потолочная встройка KEF Ci200RR-THX

При построении ДК Dolby Atmos акустические системы KEF Ci R, встраиваемые в стены, рекомендуется пустить на озвучивание каналов нижнего уровня и басовых эффектов, а из потолочных моделей Ci200RR-THX создать громкоговорители верхнего уровня.

 

Эксклюзивный дистрибьютор KEF в России - компания "MMS Cinema"