Домашний кинотеатр Dolby Atmos своими глазами
Современные форматы 3D-аудио обещают более сильные впечатления от просмотра кинофильмов, предлагая зрителю не только звуковую панораму, охватывающую его по кругу, но окружение звуком со всех сторон с передвижениями виртуальных образов впереди, сзади, по сторонам и над головой. Вполне естественно, что для воспроизведения новых форматов старые "одноэтажные" конфигурации каналов не подходят, акустические системы в кинотеатрах с 3D-звуком нуждаются в существенной модернизации за счет передовых процессоров и дополнительного "слоя" верхних громкоговорителей.
Некоторые общие детали новых форматов 3D-аудио с пояснениями и сравнениями можно найти в других наших обзорах, например в статье "Auro-3D vs Dolby Atmos – будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить". Война форматов только разгорается, тем более что конкуренцию Dolby Atmos и Auro-3D собирается составить анонсированный в 2015-м году формат трехмерного звука DTS:X. В последние годы форматы 3D-аудио хорошо прижились в коммерческих кинотеатрах. Все больше кинозалов оснащаются оборудованием для воспроизведения кинофильмов с 3D-звуком, выходящие блокбастеры в обязательном порядке имеют фонограмму в одном из новомодных форматов. Есть такие кинозалы и в России, поэтому многие зрители уже оценили преимущества настоящего трехмерного звука.
Но технология трехмерного звука рассчитана не только на профессиональную индустрию, ее можно использовать и в домашнем кинотеатре. На что можно надеяться в домашних условиях, если рассчитывать на максимальное качество звучания? На этот вопрос позволит ответить прослушивание, организованное для нас компанией "MMS-Cinema". В одном из демонстрационных залов компании недавно построен кинотеатр Dolby Atmos, состоящий из элитных компонентов и акустических систем профессионального уровня. Мозг всей системы ‒ Trinnov Altitude 32, вероятно лучший и самый мощный домашний звуковой процессор на сегодняшнем рынке, одновременно поддерживающий все современные форматы 3D-аудио. За воспроизведение звука в кинотеатре отвечают акустические системы молодой, но очень напористой и успешной шведской компании Procella Audio, колонки которой нередко можно встретить в престижных студиях и элитных частных кинозалах по всему миру.
Список оборудования кинозала Dolby Atmos "MMS-Cinema"
Фронт\центр 3 х Procella P28 – 4999$ шт.; 3 х LF815 – 7200$ шт.
Каналы окружающего звука 6 х Procella P6V – 1799$ шт.
Высотные каналы 4 х Procella P5 – 899$ шт.
Сабвуферы Procella P18 – 9999$, 2 х Procella P12 – 2699$ шт.
Процессор Trinnov Altitude AL32-1624 – 34490$
Многоканальный усилитель ATI 3007 – 9870$
Многоканальный усилитель Procella DA-2800DSP – 7799$
Проектор Wolf Cinema DCL-200NX – 36000$
Линза Panamorph F480SYS – 6890$
Видеопроцессор Lumagen Radiance 2022 – 4930$
Экран Screen Research X4R-140-240-2W – 35542$
Контроллер управления ProControl ProLink.z – 691$
Программируемый пульт ДУ ProControl Pro24.z – 691$
Процессор/предусилитель Trinnov Altitude 32
Altitude 32 ‒ аудио-процессор премиального класса, разработанный французской компанией Trinnov, известность которой принесли собственные технологии в области цифровой записи и обработки звука. Компании удалось выбиться в лидеры на рынке аудио-процессоров с системой коррекции звука в помещении (см. нашу презентацию бренда Trinnov). Продукция Trinnov используются и в профессиональном сегменте, кроме того технологии звуковой обработки французов востребованы сторонними производителями.
Акустические системы Procella Audio
Акустическая часть системы ДК Dolby Atmos "MMS-Cinema" реализует многоканальную конфигурацию 9.1.4: 9 каналов нижнего "слоя", выделенный низкочастотный канал и 4 канала верхнего "слоя". Кратко представим комплект акустики, задействованной в ДК.
Два фронтальных и центральный канал озвучиваются одинаковыми парами громкоговорителей Procella P28+LF815, которые установлены в ниши за проекционным экраном. LF815 ‒ отдельные басовые модули, оборудованные встроенным DSP и 2-канальным усилителем D-класса мощностью 2х700 Вт. Один канал зарезервирован для собственных нужд, к другому подсоединяется сопутствующая акустическая система, озвучивающая диапазон СЧ/ВЧ. Басовый модуль имеет закрытый корпус и излучатель диаметром 381 мм, рабочий диапазон которого начинается от 40 Гц (-3 дБ).
Впечатления
Технологии 3D-звука прежде всего дают зрителю недостижимое ранее ощущение звукового окружения. Поэтому, рассказывая о наших впечатлениях, мы остановимся именно на этом эффекте, опустив прочие, не менее важные, характеристики воспроизведения. Как, в принципе, звучит акустика Procella в ДК можно прочитать в другом тестовом обзоре. Отметим лишь, что ровный, открытый, очень детальный и динамичный звук шведской акустики идеально подходит для демонстрации всех возможностей новых форматов 3D-аудио, в том числе Dolby Atmos, который мы "пробуем на зуб" в этой статье. Используемый в ДК процессор Trinnov Altitude ‒ также весьма примечательный компонент, сегодня он лучший в своем класса, без него редко обходится хоть одна серьезная инсталляция систем Dolby Atmos на крупнейших мировых выставках.
Конфигурация ДК Dolby Anmos в "MMS-Cinema", включающая 4 верхних канала, не является предельной для домашних спецификаций формата, возможно и увеличение количества колонок верхнего "слоя". Однако именно такая компоновка ДК Dolby Atmos, вероятно, станет наиболее популярной, так как позволяет полностью перекрыть звуком верхний свод.
Уже демо-ролики Dolby Atmos настраивают зрителя на необыкновенную правдоподобность впечатлений, ярко демонстрируя возможности объектно-ориентированного подхода в воспроизведении многоканальных записей. Показателен трек с сухим листиком на ветке. Захваченный порывом ветра, лист отрывается и летит по спирали вниз. В трехмерном звуковом поле ДК Dolby Atmos этот листок прорисовывается акустически очень точно, навевая воспоминания осенней прохлады.
В кино преимущества 3D-звука проявляются в любом жанре, потому что третье измерение звука нужно буквально всюду. Без него атмосфера шумного многоэтажного мегаполиса или клуба, заполненного музыкой, передается не так реалистично. В фонограмме Dolby Atmos зритель с головой погружается в океан звуков, приходящих со всех сторон. И это не рыхлое диффузное поле, а разборчивое трехмерное пространство, которое воспринимается без всяких если. В энергичных боевиках (пример, John Wick с Киану Ривзом) 3D-звук помогает затянуть зрителя в водоворот все ускоряющихся событий. Звук сопровождает каждое действие киногероев, кажется, закрыв глаза, можно угадать их движения, настолько разборчиво Dolby Atmos озвучивает происходящее.
Еще больше впечатлений звук Dolby Atmos дает в кинофильмах с воздушными и космическими боями, вот где трехмерность сцены раскрывается наилучшим образом. Получается уже не панорама окружающего звука, как в обычном ДК, а целая полусфера, накрывающая зрителя. 3D-звук волшебно овеществляет картину событий в пространстве: непрерывные траектории проносящихся истребителей, росчерки пулеметных очередей, тут и там вспухают разрывы зенитных снарядов ‒ картина рисуется с редкой точностью локализации и правдоподобием. Можно даже пожалеть, что проекционный экран, занимающий практически всю стену перед зрительскими местами, такой маленький ‒ столько примечательных событий, переданных звуком со всех сторон, оказываются за рамками видеоряда. Остается ждать, когда в кино придет что-то подобное технологии 3D-Vision.
Итог
Переход на Dolby Atmos потребует от владельца дополнительных денежных вложений, даже если у него уже есть ДК старых стандартов. Как минимум потребуется новый AV-ресивер или звуковой процессор, поддерживающий 3D-звук, плюс акустические системы для каналов верхнего уровня. Стоит ли технология Dolby Atmos в домашнем кинотеатре своих денег? Однозначно, да! Картина звукового окружения в Dolby Atmos не идет ни в какое сравнение с обычным кинотеатром, располагающим лишь одним "слоем" громкоговорителей, и неважно, сколько в его конфигурации поставлено задних или боковых каналов. Заявление, что Dolby Atmos открывает новое измерение звука, звучит пафосно, тем не менее, формат 3D-аудио действительно дает новое качество звукового сопровождения в кино и музыке. С хорошим 3D-звуком погружение в виртуальную реальность фильма проходит быстрее и глубже. После знакомства с Dolby Atmos, в звуке стандартного кинотеатра чувствуется какая-то недосказанность.