ВХОД НА САЙТ

HI-FI & HIGH END SHOW переносится

Организаторы выставки Hi-Fi & High End Show объявили о переносе выставки на 2021 год. В Москве как...

У Klipsch новый партнёр

Российская компания Simple Distribution стала новым партнёром Klipsch, получив права на продажу и...

ISE 2019: деловая программа

В нынешнем году деловая программа выставки Integrated Systems Europe пройдёт под девизом «Учиться,...

Fostex PM0.5d – компактные мониторы с универсальным звучанием

 

обзор активных мониторов ближнего поля Fostex PM0.5d

 

Цена (на момент публикации): Fostex PM0.5d ‒ 32 490 руб./пара

 

Мониторы ближнего поля Fostex PM0.5d на сайте производителя

 

Увеличить

Японская компания Fostex имеет давние традиции разработки и изготовления аудиотехники для профессионального сегмента. К примеру, компания уже много лет ведет линейку профессиональных мониторов ‒ известная серия 6301n, существующая в разных вариациях с начала 80-ых годов прошлого века ‒ оснащенных широкополосными драйверами и предназначенных для студий телерадиовещания. Другим предложением Fostex является линейка компактных активных мониторов PM. Благодаря доступной цене акустические системы серии сможет себе позволить и начинающий владелец небольшой домашней студии. С равным успехом их можно использовать как высококлассную настольную акустику у компьютера или задействовать в Hi-Fi аудиосистеме. Даже старшие мониторы серии ‒ герои нашего обзора Fostex PM0.5d ‒ продолжают философию доступности, не слишком обременяя персональный бюджет. Вопрос лишь в том, можно ли доверять столь недорогим акустическим системам как полноценным мониторам, и так ли они универсальны как представляется?

Что ж, начнем наше знакомство с «одежки», то есть с внешнего вида. Пара мониторов Fostex PM0.5d поставляется в одной картонной коробке. Каждый монитор имеет довольно компактные размеры 270 х 165 х 215 мм (ВхШхГ) и вес 4.5 кг. На правый, левый мониторы не рассчитываются, они в этом плане полностью взаимозаменяемы. По статусу мониторам полагается иметь незатейливый, практичный дизайн, что, в принципе, и получилось. В нашем случае выполненный из ДВП кабинет имеет матовый черный окрас. На переходе к боковым панелям фасад монитора плавно скругляется, поэтому корпус не смотрится угловатым. Защитные решетки на лицевую панель не предусмотрены.

Монитор Fostex PM0.5d комплектуется 19-мм твитером с мягким тканевым куполом, сделанным из шелка, и 127-мм мид-вуфером с плетеным из стекловолокна диффузором. Зоны ответственности излучателей разделяются на частоте 2 кГц. Оба драйвера обеспечены индивидуальными усилителями D-класса – эту конструкцию, характерную для истинных студийных мониторов, еще называют «бай-ампингом» (Bi-Amping): твитер управляется модулем мощностью 23 Вт, мид-вуфер связан с модулем помощнее ‒ 35 Вт. Заявленный производителем рабочий диапазон монитора простирается от 55 Гц до 30 кГц. Между излучателями располагается фирменный логотип и светодиодный индикатор, сигнализирующий о состоянии акустической системы: синий ‒ нормальный рабочий режим, красный ‒ режим ожидания. Для экономии энергии монитор оснащен системой автоматического перехода в ждущий режим: без сигнала монитор «засыпает» после 13 минут простоя, когда сигнал появляется, монитор возвращается в нормальный режим.

С обратной стороны монитора находится овальный фазоинверторный порт и приборный щиток, на котором располагается гнездо питания, клавиша включения, ручка громкости и два входа: комбинированный разъем XLR/6.4-мм джек и разъем RCA. Сигналы с обоих входов микшируются, поэтому их не рекомендуется задействовать одновременно. Ручка громкости переключается дискретно с небольшим шагом, по нашим подсчетам позволяя где-то 40 итераций. Каких-либо средств для настройки тонального баланса монитор не имеет.

 

Впечатления

По первому впечатлению активные мониторы Fostex PM0.5d дают довольно ровный и нейтральный звук с хорошим разрешением, но в отличие от многих компактных колонок из этой категории, передающих звук с сухой педантичностью, «японцы» не забывают о музыкальных эмоциях. Другая приятная неожиданность ‒ мониторы Fostex PM0.5d здорово басят, захватывая мид-бас герц до 50-ти, что более чем достойно, учитывая скромные размеры колонок.

Описывая характер воспроизведения подробнее, можно отметить, что в тональном балансе есть легкий акцент в басовой области, который по желанию можно усилить, придвинув акустику к стене (воспользовавшись задним расположением порта ФИ). Основу тембров на средних частотах мониторы передают четко и достоверно. Детальность в мелочах и оттенках, пусть и не исчерпывающая, достаточна для выражения настроения. Верхние частоты подаются аккуратно и ясно, отчетливо прорабатываются шлейфы. В динамике дисканты воспроизводятся не ярко, поэтому верх нередко кажется затененным. Переход между частотными полосами мониторов хорошо сшит, в области кроссовера не слышно заметных искажений. Из-за этого инструментальные и вокальные тембры воспроизводятся естественно и гладко. Мониторы не увлекаются сибилянтами и вообще не склонны к резкости звучания, спасая слушателя от усталости во время длительных сеансов прослушивания. Хотя, если судить Fostex PM0.5d по-мониторному строго, звук в диапазонах СЧ и ВЧ колонки немного смягчают.

Увеличить

Что удается мониторам Fostex PM0.5d очень хорошо, так это создание связной и объемной музыкальной сцены. Композиция прорисовывается по ширине и глубине виртуального пространства, образы четко локализуются и явственно разделяются. По ощущениям наилучшее изображение сцены с оптимальной перспективой и контрастностью получается в ближнем поле при расстановке мониторов согласно правилу равнобедренного треугольника. Иными словами, если база стереосистемы составляет, допустим, метр, то и расстояние между головой слушателя и каждым из мониторов должно быть таким же. Дополнительно следует развернуть фасады мониторов, направляя динамики на слушателя. Колонки можно расставлять пошире и даже садиться подальше, отклоняясь от правила треугольника, благо мониторы обладают приличным запасом мощности, но с осторожностью, потому что с увеличением звукового уровня потихоньку начинает портиться контроль баса и ухудшаться контрастность сцены.

В заключение скажем еще несколько слов про качество басов Fostex PM0.5d. Худосочный бас, который обычно ассоциируется со звучанием компактных полочников, не способен передавать масштабность произведения. Напротив, бас мониторов Fostex, в котором присутствует не только весомость, но и осязаемая структура делает звучание универсальным, подходящим практически для любых жанров. Благодаря неплохой атаке, в том числе и внизу, мониторы уверенно чувствуют себя в энергичной музыке, будь-то электроника или рок. Конечно, оценивая звучание Fostex PM0.5d определенную скидку на размер кабинета и 5-дюймовый басовик сделать все же надо. Тем не менее, динамический потенциал воспроизведения японских мониторов оказался выше, чем ожидалось. Есть правда в звучании Fostex PM0.5d момент, который хочется пожурить ‒ тенденция к растягиванию послезвучий басовых нот. Эффект не слишком велик и не приводит к заметному окрасу басов, однако он выделяет и укрупняет басовые инструменты, слегка портит переходные характеристики. Этот эффект легкой (на умеренной громкости) гулкости становится заметнее на высокой громкости, особенно на материалах со сложной композицией или повышенной басовой динамикой. С другой стороны Fostex PM0.5d определенно делались не для мониторинга записей БСО или трэш-метала, должны же быть у недорогих и малогабаритных активных мониторов хоть какие-то ограничения.

 

Измерения

Увеличить

Частотный отклик акустических систем Fostex PM0.5d демонстрирует хороший тональный баланс. Чувствительность в области верхнего баса незначительно превышает среднее значение, а затем медленно и довольно плавно уменьшается до частоты кроссовера в районе 2 кГц, в полосе твитера отклик выравнивается, слегка подрастая в верхней октаве. При этом общая неравномерность АЧХ во всем рабочем диапазоне укладывается в стандарт ±3 дБ, а нижняя граница по указанному уровню определяется на частоте 58 Гц. Судя по измерениям отклика вне оси, на высоких частотах акустические системы не страдают заметной направленностью звучания.

 

Выводы

Fostex PM0.5d ‒ мониторы ближнего поля, которые сам производитель называет персональными активными акустическими системами. Видимо, неспроста, потому что мониторы сочетают в себе качества, присущие одновременно профессиональной акустике и хорошим полочникам класса Hi-Fi. У них есть и хорошие студийные навыки: равномерность звучания, детальность, нейтральный баланс, запас громкости. И одновременно присутствует радующая меломана музыкальность с плотным, достаточно глубоким басом, эмоциональной серединой, ясным, гладким верхом и объемной, отлично прорисованной сценой. Поэтому Fostex PM0.5d могут иметь самую широкую область применения: мониторы в небольшой студии, настольные колонки или даже активная акустика в аудиосистеме Hi-Fi.

 

12.12.2019

 

Технические характеристики

 

Модель

Fostex PM0.5d

Тип

активный, фазоинвертор

Кол-во полос

2

ВЧ (мм)

19, тканевый купол

СЧ/НЧ (мм)

127, стекловолокно

Частоты кроссовера (Гц)

2k

Встроенный усилитель (Вт)

23 (ВЧ) + 35 (СЧ/НЧ), D-класс

Частотный диапазон (Гц)

55-30k

Входы

XLR/TS-6.4 мм; RCA

Габариты ВхШхГ (мм)

270 x 165 x 215

Вес (кг)

4.5

 

 

Подпишитесь на наши новости