ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Групповой тест пяти активных сабвуферов

 

5 активных сабвуферов в групповом тесте: SVS 3000 Micro, JBL Studio 650P,
JL Audio Dominion D108, Klipsch SPL-120 и Velodyne Deep Blue DB10

 

Увеличить

Уже из названия ‒ сабвуфер ‒ следует, что аудиоустройство воспроизводит диапазон частот ниже басового динамика, то есть нижний бас. При этом низкочастотные громкоговорители в составе комплектов миниатюрной сателлитной акустики, часто работающие в диапазоне от 50 до 200 Гц, куда нижний бас определенно не входит, в строгом смысле слова сабвуферами не являются, но по традиции их все равно так называют. Первые обособленные низкочастотные громкоговорители ‒ прообразы современных сабвуферов ‒ появились еще в 20-ых годах прошлого века, но особого распространения не получили. И это не случайно, для них просто не было работы, ведь распространенные форматы тех лет басовые частоты включали весьма ограниченно. Поэтому прототипы сабвуферов использовались только в редких проектах для усиления басов на танц-поле или для пущего эффекта при демонстрации кинофильмов. И дальше этого дело долго не шло. Ситуация изменилась к лучшему только в 60-70-ых годах, когда сабвуферы сумели закрепиться в небольших студиях звукозаписи. Именно тогда сложилась вполне современная концепция трифоника: два монитора плюс сабвуфер, озвучивающий суммарный басовый сигнал стереопары. Концепция прижилась благодаря своей практичности. Мониторы с глубоким собственным басом непременно выходили бы крупными и требовали много места. Расположить в студии пару компактных мониторов и всего лишь один сабвуфер ‒ гораздо проще. Звук сабвуфера из-за низкой частоты уже не несет критически важной информации о локализации музыкальных образов, поэтому достаточно одного «саба», разместить который можно где-нибудь в стороне. Да и мониторам, освобожденным от воспроизведения нижних звуковых частот, становится проще аккуратно и детально исполнять среднечастотный диапазон.

Увеличить
дедушка современных сабвуферов и первый в мире активный "саб" в составе студийного трифоника - Servo Volkswoofer производства M&K (1977 г.)

По-настоящему эра сабвуферов началась в 80-ых годах, когда родилась индустрия домашнего кинотеатра и форматы многоканальной записи вроде нестареющей классики 5.1, включающей помимо пяти каналов окружающего звука один выделенный канал низкочастотных эффектов (LFE). С этого момента сабвуфер превратился из экзотики в непременный атрибут домашней многоканальной аудиосистемы. Спрос на сабвуферы резко вырос, возросло производство и разнообразие моделей. С тех пор редкая компания, выпускающая акустические системы, не отметилась на поприще производства собственных сабвуферов. Даже появились компании, работающие исключительно в сфере сабвуферов. И пока что востребованности сабвуферов ничего не угрожает: новые форматы звука, что Dolby Atmos, что DTS:X, что Auro 3D, требуют как минимум одного сабвуфера в аудиосистеме. Популярные стройные колонки-башни, скрытная встраиваемая акустика или компактные настольные полочники для воспроизведения полноценного глубокого баса также нуждаются в сабвуферах. Не говоря уже о том, что у концепции сабвуферов обнаружились чисто акустические преимущества. В реальном помещении, имеющем собственные акустические резонансы, оптимальные позиции фронтальных колонок (или стереопары) и сабвуферов обычно не совпадают. То есть иметь отдельный сабвуфер, оказывается выгодно даже с акустической точки зрения. Для него можно будет подобрать место (обычно в углу комнаты), где он будет воспроизводить лучший по качеству нижний бас, в то время как акустику для лучшей музыкальной сцены обычно рекомендуют устанавливать в некотором отдалении от стен и углов.

Увеличить
Клиенты любят компактные сабвуферы легко встраивающиеся в жилые интерьеры, но бывают и обратные примеры. На фото монструозный сабвуфер для суперэлитных частных кинозалов Ascendo SMSG50, оборудованный уникальным драйвером диаметром 50 дюймов. Ради сравнения в кадр скромно пристроился кажущийся малышом "саб" с 15-дюймовым вуфером

По типам сабвуферы бывают активными или пассивными. Активные сабвуферы, оснащенные встроенными усилителями, заняли нишу комнатных низкочастотных громкоговорителей, а пассивные устройства, требующие внешнего усиления, прижились в инсталляционном сегменте ‒ это различные варианты встраиваемых сабвуферов. По-другому сабвуферы различаются типом акустического оформления: закрытый корпус, фазоинвертор, пассивный излучатель, полосовой тип и так далее. Самые распространенные из них ‒ закрытый тип и фазоинвертор. Пассивный излучатель можно рассматривать как компромисс между первыми типами. В компактных кабинетах это оформление при грамотной реализации обеспечивает улучшенный отклик на нижних частотах по сравнению с закрытым типом и улучшенный контроль в сравнении с фазоинвертором. Полосовой тип встречается заметно реже, так как требует более объемного корпуса, а все последние годы индустрия неуклонно движется по пути уменьшения габаритов акустических систем. Другие типы оформления, такие как акустический лабиринт, встречаются еще реже.

Стремление производителей к «миниатюризации» сабвуферов хорошо заметно по составу нашего небольшого группового теста: из пяти предложенных дистрибьюторами моделей три сабвуфера могут смело похвалиться очень компактными размерами. Все модели в тесте ‒ комнатные, а значит ‒ активные. Все компактные сабвуферы выполнены в корпусах закрытого типа, модели покрупнее ‒ фазоинверторные. Наконец, по фирменной принадлежности все сабвуферы так или иначе связаны с известными американскими компаниями: JBL, Klipsch, JL Audio, SVS и Velodyne Acoustics. Последняя, правда, в 2019-ом прописалась в немецком Гамбурге, но родилась и прославилась в Калифорнии, поэтому и тут связь с Америкой ‒ самая прямая. Такой выбор моделей с одной стороны получился случайно, ‒ в мире хватает производителей «сабов», представляющих Европу и Азию. С другой стороны большинство специализированных компаний-производителей сабвуферов действительно располагаются в США, потому что именно в Штатах в свое время началась революция домашних кинотеатров.

За подробностями о сабвуферах (конструкции, характеристиках, настройках, коммутации, результатах измерений и впечатлениях о звучании) мы отсылаем читателей к полным версиям обзоров, здесь же мы ограничимся кратким описанием моделей. Цены приведены на момент написания обзоров.

 

SVS 3000 Micro

 

ЦЕНА: 114 990 руб.

SVS 3000 Micro ‒ самый маленький, но при этом и самый дорогой сабвуфер в тестовой группе. SVS 3000 Micro ‒ очень компактный сабвуфер кубической формы, ни одна из сторон которого не превышает по длине 30 см. Аккуратно скругленные ребра визуально еще уменьшают габариты устройства. И отделан сабвуфер красиво ‒ матовым белым лаком, другой вариант ‒ матовый черный лак. Весит сабвуфер 10.2 кг. Однако не стоит обманываться скромными габаритами SVS 3000 Micro, сабвуфер вооружен двумя противостоящими 8-дюймовыми драйверами, заключенными в корпус закрытого типа. Драйверы, скрывающиеся за оригинальными металлическими грилями, оснащены мощными ферритовыми магнитами и алюминиевыми мембранами на инвертированных параболических подвесах. Расположенные на противоположных сторонах кабинета драйверы в работе эффективно компенсируют взаимное влияние друг друга на корпус, уменьшая искажения. Крупный подвес вкупе с особой конструкцией моторов, обеспечивает диффузорам ход до 3.7 см, а это ‒ возможность перемещать за раз большие объемы воздуха. Довершает конструкцию фирменный усилитель, работающий в D-классе ‒ Sledge-STA800D/2М, дающий 800 Вт постоянной и 2.5 кВт пиковой выходной мощности.

На коммутационном щитке сабвуфера расположены: линейный вход и выход, триггерный вход и порт USB для обновления прошивки или питания опционального беспроводного адаптера. Все управление сабвуфера ‒ цифровое с кнопками и линейкой светодиодных индикаторов переменной яркости. С щитка регулируется частота среза, фаза и уровень звука. Однако для настройки сабвуферов SVS есть способ лучше, не требующий доступа к задней панели устройства. Встроенный сигнальный процессор сабвуфера можно настраивать беспроводным образом по Bluetooth, установив на смартфон или планшет специализированное приложение SVS App ‒ это не только быстро, удобно и наглядно, но дает доступ к дополнительным настройкам, таким как параметрический эквалайзер, способный нивелировать проблемы низкочастотных резонансов в помещении.

Бас SVS 3000 Micro отличается отменным контролем, равномерностью, естественным рельефом и неожиданной глубиной. При полностью открытой полосе фильтров измеренный частотный диапазон сабвуфера составил 27 ‒ 240 Гц (±3 дБ). Сабвуфер прекрасно дополнит настольную акустику, сателлитные или полочные многоканальные аудиосистемы. Впрочем, благодаря необычной для такого «малютки» мощности SVS 3000 Micro можно легко представить и в системе с небольшими напольными колонками.

 

Полная версия в обзоре «SVS 3000 Micro ‒ маленький мастер большого баса»

 

 

JBL Studio 650P

 

ЦЕНА: 60 000 руб.

Недорогой сабвуфер из линейки акустики Studio 6 имеет привлекательный дизайн с плавными обводами корпуса. Основной кабинет отделан винилом под черное дерево, имитируя естественную текстуру шпона, верхняя панель покрыта черным лаком. Габариты сабвуфера ‒ 395 мм по всем измерениям, вес ‒ 23 кг. Внизу корпус опирается на высокие ножки, обеспечивающие зазор между полом и нижней панелью, в которую встроен фазоинверторный порт. Установленный на фасаде, 10-дюймовый драйвер оснащен диффузором из фирменного материала PolyPlas. Встроенный усилитель имеет мощность 250 Вт. Подключается сабвуфер по единственному линейному входу стерео, один из разъемов которого может служить входом LFE. В управлении сабвуфер также прост, имея лишь самые важные функции: селектор режимов работы, переключатель фазы и две ручки, регулирующие громкость и частоту среза фильтра нижних частот.

Сабвуфер JBL 650P имеет выгодное отношение качества воспроизведения и цены, обладая к тому же довольно универсальным характером воспроизведения, подходящим и для кино и для музыки, хотя в последнем случае несколько тяготеет к современным музыкальным жанрам. Наилучшим образом сабвуфер подходит для низкочастотной поддержки аудиосистем, начиная с разнообразной полочной акустики и вплоть до напольных колонок среднего размера в помещениях небольшой или средней площади. По нашим измерениям рабочий диапазон JBL 650P составил 28 ‒ 125 Гц (±3 дБ).

 

Полная версия в обзоре «Активный сабвуфер JBL Studio 650P ‒ выгодный выбор»

 

 

JL Audio Dominion D108

 

ЦЕНА: 85 000 руб.

Миниатюрностью этот сабвуфер может поспорить с SVS 3000 Micro ‒ высота и ширина также не превышают 30 см и лишь глубина устройства слегка выдается за этот лимит, достигая 34 см. Корпус сабвуфера имеет прямоугольную форму и отделывается винилом под черный ясень Фасад целиком закрывается грилем, обтянутым черной материей. Вес сабвуфера составляет 12 кг. Сабвуфер оснащен усилителем D-класса, дающим до 500 Вт кратковременной мощности. В качестве акустического оформления применяется корпус закрытого типа. Излучатель у JL Audio Dominion D108 один ‒ 8-дюймовый драйвер на фасаде, оборудованный огромным полукруглым подвесом. В результате диффузор может двигаться с очень большой амплитудой, оставаясь в линейной зоне: производитель говорит о 63 мм хода! Разумеется, для такого хода потребовался мотор особой конструкции, разработанный и оптимизированный благодаря фирменной системе компьютерного моделирования DNA (Dynamic Motor Analysis).

На заднем щитке используется радиатор, служащий для лучшего охлаждения встроенного усилителя. Внизу на щитке располагаются линейный и высокоуровневый входы, переключатель «земли» и порт RJ45 для подключения фирменного беспроводного адаптера JLink. Элементы управления звуком идут по верхнему краю щитка: выключатель фильтра нижних частот, переключатель полярности и три ручки ‒ громкости, частоты среза и фазы.

JL Audio Dominion D108 обладает ровным, быстрым басом с четким и хорошо прорисованным рельефом мид-басовых тембров, поэтому он весьма музыкален. Однако сабвуферу не чужд и нижний бас ‒ по нашим измерениям рабочий диапазон сабвуфера составил 27 ‒ 130 Гц (±3 дБ). Благодаря компактным размерам и характеру звучания JL Audio Dominion D108 будет хорошо сочетаться с настольной акустикой, а также сателлитными и полочными аудиосистемами.

 

Полная версия в обзоре «JL Audio Dominion d108 ‒ чистый бас в компактном воплощении»

 

 

Klipsch SPL-120

 

ЦЕНА: 69 000 руб.

Klipsch SPL-120 ‒ еще один доступный, но при этом весьма функциональный сабвуфер. Этот аппарат ‒ самый крупный в тестовом обзоре, его габариты: высота ‒ 45 см, ширина ‒ 38 см, глубина ‒ 51 см, вес ‒ 20.4 кг. Корпус, выполненный из MDF, имеет строгие прямоугольные формы, отделан винилом под черное дерево и стоит на невысоких ножках. Фасад сабвуфера закрывается грилем, обтянутым черной материей, кроме нижней части, где выходит щелевой порт фазоинвертора, оформление которого напоминает маленький рупор. Под грилем прячется фирменный металлокерамический драйвер 12-дюймового калибра. Внутри корпуса заключен усилитель класса D мощностью 300 Вт.

На заднем щитке царствует рациональный минимализм. Выходов нет, из входов есть линейный с парой разъемов RCA, один из которых можно использовать как LFE, и круглый 4-контактный порт для подключения беспроводного адаптера Klipsch WA-2. Элементов управления также не много ‒ все самое необходимое ‒ селектор режимов работы, переключатель фазы, а также две ручки ‒ громкость и регулятор частоты среза фильтра нижних частот.

Klipsch SPL-120 дает мощный, энергичный бас с весьма солидной нижней октавой, отыгрывая звуковые частоты, начиная с 25 Гц. Хороший контроль баса прилагается. Сабвуфер отменно показывает себя при воспроизведении кинотеатральных спецэффектов, а также хорош в современных музыкальных жанрах, обладая впечатляющим запасом громкости. Производитель обещает 118 дБ максимального звукового давления, что очень сильно для данного класса. И действительно прослушивание показало, что Klipsch SPL-120 обладает очень солидным запасом мощности, поэтому без вопросов сработается даже с большой напольной акустикой.

 

Полная версия в обзоре «Klipsch SPL-120: эффектный сабвуфер "старой школы"»

 

 

Velodyne Deep Blue DB10

 

ЦЕНА: 109 990 руб.

Сабвуфер Velodyne Deep Blue DB10 представляет именитый бренд, в прошлом американский, а ныне переехавший в Германию в город Гамбург. Кабинет сабвуфера отделан винилом под черный ясень, отличаясь приятной округлостью боковых ребер. По размерам кабинет сабвуфера невелик ‒ около 30 см в высоту и ширину, и примерно 35 см в глубину. Заявленный вес аппарата составляет 11 кг. Корпус закрытого типа, выполненный из MDF, выделяется фасадом толщиной 52 мм, так что единственный лицевой драйвер не накладывается, как обычно, на лицевую панель, а помещен в круглую нишу, в которую заподлицо вставляется защитная решетка. Драйвер сабвуфера оснащен 10-дюймовым диффузором на крупном резиновом подвесе, двойным ферритовым магнитом в моторе и 4-слойной звуковой катушкой увеличенного диаметра. Еще одна особенность сабвуфера Velodyne ‒ несмотря на засилье усилителей D-класса DB10 идет против моды, неся на борту старый добрый усилитель класса А/B, обеспечивающий 350 Вт долговременной и 850 Вт пиковой мощности.

Коммутационный щиток Velodyne DB10 привычно расположен на задней панели. Для подключения сабвуфер имеет входы линейного и высокого уровня, а также выделенные монофонические вход и выход LFE. Для управления сабвуфер оборудован селектором автоматического режима включения и тремя ручками, заведующими громкостью, фазой и частотой среза.

Velodyne Deep Blue DB10 ‒ очень качественный компактный сабвуфер закрытого типа, обладающий глубоким, быстрым и детальным басом с хорошей атакой и отменным контролем. Характер воспроизведения сабвуфера одинаково хорошо подходит и для музыки, и для домашнего кинотеатра. Частотный диапазон сабвуфера отличается отменной широтой: нижняя граница ‒ 21 Гц, верхняя ‒ 140 Гц (±3 дБ). Благодаря компактным габаритам Velodyne DB10 хорошо подойдет для сателлитных и полочных аудиосистем или же комплектов с не слишком мощными напольными колонками, одинаково хорошо работая в стереосистеме и в домашнем кинотеатре. По мощности сабвуфер лучше всего проявит в помещениях небольшой или средней площади.

 

Полная версия в обзоре «Velodyne Deep Blue DB10: компактный сабвуфер-универсал»

По итогам

Как правило, в завершении групповых тестов составляется рейтинг и происходит раздача призов, но мы решили отойти от правил. Вовсе не из-за каких-то высоких принципов, а потому что в данном тесте все сабвуферы оказались высококачественными, а лидеров и относительных отстающих можно было определить только в контексте конкретных задач.

Возьмем, к примеру, JBL Studio 650P – самый недорогой сабвуфер в тесте, который стоит почти вдвое дешевле, чем модели от SVS и Velodyne. Сабвуфер имеет ровный, четкий, контролируемый и достаточно глубокий бас, симпатичный дизайн, универсальный характер воспроизведения. Да, бас несколько упрощен в плане тембров, набор входов и настроек минимален, хотя все самые нужные регуляторы в наличии. Но если вы не хотите переплачивать, вам нужен «саб» для кино и популярной музыки, и, допустим, в вашем любимом плейлисте нет органных фуг Баха, тогда сабвуфер от JBL ‒ это отличный и очень выгодный по соотношению качества и цены выбор.

Или Klipsch SPL-120 ‒ тоже недорогой, довольно крупный сабвуфер ‒ настоящий «зверь» в кино, способный с впечатляющим реализмом отыгрывать спецэффекты. По развиваемому звуковому давлению в этом тесте равных ему нет. Если нужен «саб» для кино или драйвовой музыки, в просторное помещение, особенно если низкочастотную поддержку нужно оказать басовитым напольникам, в этом случае Klipsch SPL-120 ‒ кандидат номер один.

Или другая задача: нужен компактный сабвуфер для настольной аудиосистемы с высококачественными мониторами: кино и игры возможны, но главное ‒ быстрое, детальное и натуральное воспроизведение, то есть бас, подходящий для домашней музыкальной студии в небольшом помещении. Названным критериям лучше всего будут соответствовать сабвуферы Velodyne Deep Blue DB10 и JL Audio Dominion d108. При этом оба сабвуфера вполне универсальны по звучанию. Однако, если музыка в чуть большем приоритете, чем кино, у JL Audio Dominion d108 будет некоторое преимущество из-за более выгодной цены. Если же требуется оптимально сбалансированный по звучанию сабвуфер, одинаково искусный и в музыке, и в кино, тут главный претендент ‒ компактный мастер-универсал Velodyne Deep Blue DB10.

В свою очередь сабвуфер SVS 3000 Micro можно назвать лучшим по совокупности функционала и звучания ‒ он самый компактный, самый дизайнерский, самый богатый по настройкам, самый удобный по управлению через приложение на смартфоне или планшете, но и самый дорогой по стоимости. Это единственный сабвуфер в тесте с опцией отделки белым лаком. Только у этого сабвуфера есть встроенный параметрический эквалайзер, способный выровнять бас в помещении с резонансами. По звучанию сабвуфер от SVS отменно сбалансирован и универсален, по плотности нижнего баса проигрывая только гораздо более крупному аппарату Klipsch, а по разрешению тембров в мид-басе лишь немного уступая сабвуферам JL Audio и Velodyne.

 

29.09.2021