Meze Rai Solo открывают «аудиофильский» класс однодрайверных внутриканальных наушников
Тестовый обзор внутриканальных наушников Meze Audio Rai Solo
Цены (на момент публикации): Meze Audio Rai Solo ‒ 20 890 руб.
Meze Rai Solo призваны заполнить ценовую лакуну, образовавшуюся в семействе внутриканальных наушников Meze между дорогостоящими High End моделями Rai Penta и группой бюджетных «вставок» 12-ой и 11-ой серий. Однако дизайн моделей Solo недвусмысленно намекает на принадлежность к старшей линейке Rai и близкое родство с внутриканальными флагманами Rai Penta, пусть и в урезанном исполнении. Зато стоят Rai Solo где-то в четыре раза дешевле старших моделей, делая их намного более доступными для почитателей звучания аудиофильского качества.
Но не стоит думать, что румынская компания сначала создала бескомпромиссные пятидрайверные наушники Rai Penta, а потом решила «урезать осетра», изготовив доступные Rai Solo, оснащенные, как следует из названия, лишь одним излучателем. На самом деле все было не так. Наушники Solo планировались к выпуску даже раньше Penta. Первые прикидки и эксперименты с однодрайверными внутриканальными моделями начались еще в 2015-ом году, и цель была ‒ взять от этой конфигурации максимум. Поэтому инженеры Meze решили использовать не арматурный, а динамический драйвер, от которого проще получить широкий частотный диапазон с хорошим воспроизведением басов. И хотя в процессе исследований конструкторы и дизайнеры Meze все равно пришли к анатомической форме наушников, напоминающей Rai Penta, проб и модификаций было сделано немало. К примеру, неоднократно менялась концепция и настройка звучания, первоначально алюминиевый корпус в финальном варианте превратился в стальной, был увеличен объем корпуса наушников. В конечном итоге в серию наушники Rai Solo пошли только в 2019-ом. Но эта эпопея лишний раз показывает, с какой тщательностью Meze подходит к разработке и производству собственной продукции, принимая окончательное решение, только когда уверены, ‒ на данном этапе добиться большего уже не получится.
Итак, посмотрим, что к нам приехало в фирменной черной коробке. Эффектно смотрящийся корпус наушников Meze Rai Solo обладает повышенной прочностью и долговечностью, так как выполнен из нержавеющей стали. Последний штрих ‒ браширование внешней поверхности, сделанное вручную мастерами на фабрике Meze. Каждый наушник хорошо вписывается в изгибы ушной раковины, не выпадая и не утомляя во время продолжительных сеансов прослушивания. Состоящий из двух независимо отлитых половинок корпус спроектирован так, чтобы гасить вибрации и звуковые резонансы. Носики излучателей, фрезерованные на станке с программным управлением, маркируются разной краской: тут все традиционно, красный цвет ‒ правый наушник, синий ‒ левый.
Диафрагмы излучателей Meze Rai Solo имеют диаметр 9.2 мм и толщину всего 9 микрон. Мембраны изготовлены по технологии UPM (Unified Pistonic Motion). В обычных драйверах мембрана делается из полимерного материала, к которому приклеиваются провода звуковой катушки. На мембране отрезки проводов размещаются асимметрично, внося в движение дисбаланс, следствием которого является рост звуковых искажений. Для решения названной проблемы инженеры Meze придумали симметричную диафрагму с тончайшим проводящим покрытием, заменяющим приклеенные провода. В работе драйверы Meze Rai Solo показывают очень достойные характеристики, совмещая низкий импеданс и высокую чувствительность, что делает их удобной нагрузкой для большинства современных усилителей: импеданс 16 Ом, чувствительность 105 дБ (1 мВт/1 кГц), частотный диапазон 18 Гц ‒ 22 кГц, искажения <1% (1 мВт/1 кГц).
Наушники комплектуются витым посеребренным кабелем длиной 1.3 м. На стороне наушников кабель имеет отсоединяемые разъемы MMCX, на стороне усилителя ‒ мини-джек 3.5 мм (все разъемы позолочены). Штатный кабель не позволяет использовать преимущества балансных выходов усилителей, однако для обладателей таких возможностей производитель предлагает опцию фирменных посеребренных кабелей с балансными штекерами (2.5 или 4.4 мм).
В комплекте с наушниками, кроме кабеля, идет жесткий, покрытый искусственной кожей чехол с металлической фирменной эмблемой. Вместе с наушниками поставляется набор сменных насадок-амбушюров, сделанных из мягкого силикона: всего 8 пар разного размера и вида.
Впечатления
В оценке качеств наушников Meze Rai Solo нам помог портативный проигрыватель Astell&Kern A&norma SR15 ‒ базовая модель известнейшего корейского бренда и по совместительству младший брат элитных плееров SP1000 и SE100, побывавших в наших обзорах в прошлые годы. От старших проигрывателей SR15 отличается компактными габаритами и более скромной начинкой: 3.3-дюймовым сенсорным дисплеем, ЦАПом на чипах Cirrus Logic CS43198 с максимальной дискретизацией 24 бит/192 кГц и DSD128, батареей емкостью 3.150 мА*ч и встроенной памятью 64 ГБ.
Производитель анонсировал Meze Rai Solo как наушники с нейтрально-веселым характером воспроизведения. Объясняем, что компания имела в виду, и начнем, пожалуй, с низов. Наушники дают достаточное количество внятных, хорошо контролируемых низких частот с приятным небольшим акцентом в области мид-баса. Бас демонстрирует разборчивую рельефность, разве что в самой нижней октаве (ниже 40 Гц) проявляется незначительная рыхлость и смягчение артикуляции. В середине спектра обращает на себя внимание спокойная, немного отстраненная нижняя половина и более броская, сфокусированная верхняя часть. Далее акцент дополнительной яркости и артикуляции сохраняется в начале верхних частот, постепенно сходя к последним октавам. Верхняя середина и дисканты искрят стальным блеском тарелок и перкуссий, насыщенным «серебром» струнных и богатой духовой «медью». По сумме впечатлений тональный баланс по форме напоминает букву «M», но из-за легкости перечисленных акцентов манеру воспроизведения Meze Rai Solo действительно можно охарактеризовать как сбалансированную с живыми (веселыми) отступлениями от идеально нейтральной картины.