Российский High End: сверхширокополосный усилитель Tierra Classic 2
тестовый обзор интегрированного усилителя High End класса Tierra Classic 2
Цена (на момент публикации): Tierra Classic 2 ‒ 1 200 000 руб.
Tierra Classic 2 – интегрированный усилитель, созданный российским инженером Олегом Шаманковым, построен по принципу тройной композитной схемы (три каскада усиления с общей отрицательной обратной связью). Работает усилитель в чистом А-классе, выдавая на 4-омной нагрузке мощность 30 Вт/канал, на 8-омной – 15 Вт/канал. Особенностью усилителя является сверхбыстрая (скорость нарастания выходного напряжения >400 В/мкс) и сверхширокополосная (0 Гц – 7 МГц) фазолинейная схема. Разработка и дизайн усилителя – полностью российские. Многие важные комплектующие усилителя тоже имеют российское происхождение: силовые трансформаторы, печатные платы, оптроны и, что особенно любопытно, выходные транзисторы.
Чтобы в 2023 году на свет появился герой нашего обзора, проекту потребовалось более 15 лет исследований и развития. Разумеется, до Tierra Classic 2 уже были прототипы, реализованные в металле – некоторые в высшей степени интересные и по-своему уникальные. Например, предшественник, тоже носивший имя «тиерра», был оснащен выходным каскадом на 48 операционных буферных усилителях BUF634T в одном канале. То есть суммарное количество примененных микросхем удваивалось, достигая 96 штук, а рабочая полоса усилителя в той конструкции добиралась аж до 8 МГц. Но в разработку внесла свои коррективы пандемия, резко поднявшая цены на микросхемы. Поэтому конструкция с без малого сотней буферных чипов стала попросту нерентабельной, и схему Tierra пришлось пересматривать. В конечном итоге выбор был сделан в пользу новейших российских транзисторов Виктора Лебедева, предназначенных специально для аудио-приложений – биполярной комплементарной пары VL035DP / VL035DN с током коллектора 15 А и граничной частотой 100 МГц. Для начала транзисторы были опробованы в бюджетном проекте MCA-100, где показали отличные результаты, а уже затем «перебрались» в оконечный каскад новой версии «тиерры». Так как биполярные транзисторы существенно мощнее интегральных буферов, для достижения тех же показателей выходной мощности потребовалось всего 2 пары на канал. А высвободившееся место на плате заняли дополнительные фильтрующие конденсаторы, что позволило вдвое поднять энергоемкость блока питания.
Дизайн Tierra Classic 2 можно назвать сдержанным, но дорогим. Во всяком случае, премиальный статус аппарата с первого взгляда не вызывает сомнений. Фасад не столь оригинален по сравнению с «тиеррой» предыдущего поколения, у которой название было выведено через всю лицевую панель методом фрезеровки по металлу. У Tierra Classic 2 фасад скромнее – две круглые ручки, стоящие по сторонам небольшого, но хорошо читаемого светодиодного дисплея. По качеству материалов, обработки и сборки усилитель не уступает лучшим образцам мирового High End: массивное шасси, толстая лицевая панель со скошенными углами, фрезерованные бока-радиаторы, выточенные ручки, несколько возможных вариантов расцветки. На обратной стороне корпуса кроме высококачественных клемм для подключения акустических систем, находятся 3 линейных входа с позолоченными разъемами RCA.
Теперь заглянем внутрь Tierra Classic 2. Схема построена в архитектуре – чистое «двойное моно», начиная с геометрии расположения частей схемы в корпусе и блока питания, в котором применены два одинаковых тороидальных трансформатора, до разнесенных к боковым панелям плат усиления разных каналов. Мощность блока питания составляет 500 Вт (с трехкратным запасом относительно максимального потребления), а суммарная емкость фильтрующих конденсаторов достигает 1.2 Ф (1 200 000 мкФ), что в разы больше, чем у среднестатистического усилителя High End класса. Для плавности зарядки конденсаторов усилитель оснащен системой «мягкого старта». За изменение уровня звука отвечает лестничный регулятор громкости конструкции Максима Волобуева.
И еще несколько штрихов на тему конструкции усилителя. Хотя рабочая полоса охватывает даже диапазон видео, из-за отсутствия в сигнальном тракте разделительных конденсаторов и емкостной коррекции, сигнал во всей частотной полосе Tierra Classic 2 имеет минимальный фазовый сдвиг равный всего 0.38°. В конструкции почти не используются соединительные кабели, а входные и выходные разъемы припаяны прямо к соответствующим платам. Медные дорожки печатных плат имеют толщину 105 мкм, что, опять же, в несколько раз превышает стандарты индустрии, даже если рассматривать аппараты высокого класса. Путь обратной связи имеет минимальную длину – всего 4 мм, причем резистор ООС припаян прямо к акустическим клеммам усилителя. Реле защиты не включены в сигнальный тракт. Выходное сопротивление усилителя имеет исчезающе малое значение 0.0001 Ом, поэтому коэффициент демпфирования достигает рекордных значений – 40 000. Учитывая не самую высокую выходную мощность Tierra Classic 2, ему больше подойдут акустические системы с чувствительностью от 90 дБ.
Впечатления
Аудиокомпоненты |
Источник: Aurender n20 + Roon |
Цифро-аналоговый преобразователь: Lessloss Echo's End Reference Supreme Edition |
Предварительный усилитель: Spectral audio DMC-30SS v.2 |
Усилители мощности: 2x Sресtrаl Аudiо DMА-400 Refеrеnce Standard Monoaural Аmplifier |
Акустическая система: ЕgglestоnWоrks Viginti Limitеd Еdition |
Силовые кабели: Way Cables Core, Bibacord Power, Block Audio Power cable |
Межблочные кабели: Bibacord interconnect XLR, MIT oracle MA-X v.2 XLR, Lessloss C-MARC RCA |
Акустический кабель: Nordost Valhalla 2 |
Чтобы лучше оценить потенциал новичка, нам выпала удачная возможность очно в одной аудиосистеме сравнить Tierra Classic 2 со связкой усилителей американской компании Spectral Audio (предварительный усилитель и два моноблока). Вот так вот – трое на одного! За Spectral Audio говорит овеянная легендами репутация – есть даже любители аудиотехники, кто считает компоненты Spectral Audio конечной остановкой в аудиофильских исканиях абсолюта. Да, мнение субъективное, не бесспорное, но оно есть. Не лишним будет заметить, что компоненты Spectral Audio в этом составе стоят в разы дороже, чем Tierra Classic 2. В общем, со спарринг-партнерами такого класса российскому усилителю повезло, но ему предстояла трудная битва. А если серьезно, сравнить данные усилители было действительно очень интересно, хотя бы в силу их близкой идеологии, ведь моноблоки Spectral Audio – тоже сверхбыстрые и сверхширокополосные: по паспорту рабочий диапазон 0 – 1.8М Гц, скорость нарастания выходного напряжения 650 В/мкс.
Что слушали. С «флешки», подключенной к источнику: Cecilia Bartoli, Giovanni Antonini, Il Giardino Armonico – Sacrificium – Porpora Nicola «Siface: Come nave in mezzo all'onde»; Stravinsky – Levi, Atlanta Symphony Orchestra «The Rite of Spring» – The Adoration of the Earth, Introduction; Chostakovitch «Waltz – Jazz Suites №1» с диска Triangle Musique; Hilliard Ensemble – Medieval English Music «14th Century Anonymous – Alleluia. Hic est vere martir». Несколько треков, взятых из фонотеки Qobuz: Jacques Loussier plays Bach «Bach: Pastorale In C Minor», Jacoo – трек Breath из альбома Withering, Princezito – трек Lua из альбома Spiga, Musica Nuda – трек Il cammello e il dromedario из альбома My Favorite Tunes.
Аудиосистема с усилителями Spectral Audio продемонстрировала очень музыкальное воспроизведение, удивительно комфортное – казалось, такой звук просто не может утомить и надоесть. Звук подавался необыкновенно образно, с гладкими, чистыми, подробными тембрами, на редкость прорисованной, объемной и цельной музыкальной сценой. Создавалось впечатление, что аудиосистема воспроизводит музыку настолько гармонично, насколько это вообще возможно. В общем, «Спектралы» в очередной раз продемонстрировали, что их слава зиждется не пустом месте. И как же на столь впечатляющем фоне смотрелся Tierra Classic 2?
Аудиосистема с интегрированным усилителем Tierra Classic 2: несмотря на скромную по номиналу мощность, усилитель звучал масштабно и эффектно, демонстрируя породистый, контрастный звук с прекрасно проработанными деталями. Передний план с потрясающе рельефными образами придвигался ближе к слушателю, словно даря тому билет в первый ряд концертного зала, захватывая и погружая в музыкальные перипетии. Особенно хороша была звуковая атака, отрабатываемая с редкой скоростью, мощно и хлестко. Соответственно, звуковой «тайминг» и разные временные переходы в музыке подавались с большой разборчивостью и точностью. При такой манере воспроизведения усилители нередко подсушивают низы, разменивая весомость баса на его детальность. Но это не случай Tierra Classic 2 – бас у усилителя получался плотным с отличной артикуляцией.
Сравнение усилителей: Tierra по впечатлениям давал больше баса, но Spectral чуть лучше его контролировал. Tierra детальнее рисовал образы переднего плана и давал несколько больше микроамплитудной информации – солирующие исполнители просто «сияли» во всех подробностях. Сцена у Tierra была крупнее, масштабней, и казалось, за счет выдвинутого вперед переднего плана имела большую протяженность в глубину. Однако на фоне ярких и детальных фронтальных образов задние эшелоны сцены смотрелись несколько затененными. В принципе, это нормальный эффект, но «Спектралы» с их целостной и прозрачной по всему объему сценой в данном вопросе все же вырывались немного вперед.
По итогам прослушивания сложилась любопытная картина. Аудиофильские записи прошлого или самого начала этого века, где есть сложная музыкальная композиция (симфоническая классика и опера в сопровождении оркестра) с одной стороны и заложенная в самой записи определенная информационная недосказанность – тут Tierra очень хорош, но преимущество мы бы отдали фантастически музыкальным усилителям Spectral. Однако в современных аудиофильских записях, где упор сделан именно на детализацию инструментальных тембров, технику исполнения, где можно проследить виртуозность сведения звука – тут Tierra не только не уступает, но даже способен выиграть у «Спектралов», что просто очень позитивно для нового российского усилителя, свидетельствуя об отменном качестве воспроизведения и об очень высоком соотношении качества и цены.
Выводы
Мы с огромным удовольствием приветствуем появление на нашем рынке новых высококачественных продуктов, тем более, если они разработаны и сделаны в России. Интегрированный усилитель Tierra Classic 2 именно таков, к тому же ценность для нашей индустрии высококачественной аудиотехники добавляет выходной каскад, собранный на российских силовых транзисторах. Но индустрия индустрией, а для меломана самым важным параметром является качество воспроизведения. Ну и цена – насколько аудио-компонент доступен. И по этим критериям Tierra Classic 2 выглядит замечательно: усилитель в целом отлично звучит, имея к тому же ряд неоспоримых козырей – высочайшую детализацию, шикарный «тайминг», масштабность музыкальной сцены. К тому же, хотя усилитель определенно недешев, для своего класса воспроизведения он не столь дорог. Сопоставимые усилители сейчас стоят куда дороже. Наш вердикт: Tierra Classic 2 – всецело рекомендуем.
17.10.2024
Технические характеристики
Модель | Tierra Classic 2 |
Тип | интегрированный усилитель |
Мощность (Вт) | 2 х 30 (4 Ом), 2 х 15 (8 Ом), А-класс |
Частотный диапазон (Гц) | 0 - 7 000 000 |
THD (%) | <0.0005 (1 кГц, 8 Ом, ~макс. мощность) |
Интермодуляционные | <0.0002 (8 Ом, макс. мощность - 2 дБ) |
Сигнал/Шум (дБ) | 120 |
Демпинг-фактор | 40 000 |
Макс. вых. ток (А) | 30 |
Скорость нарастания вых. напряжения (В/мкс) | >400 |
Энергоемкость блока | 375 |
Вых. сопротивление (Ом) | 0.0001 |
Аналоговые входы | 3х RCA (10 кОм, чувств. 550 мВ) |
Габариты ВхШхГ (мм) | н/д |
Вес (кг) | 39 |