ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Бриллиантовый юбилей QUAD

 

«Существуют более крупные Hi-Fi-бренды. Более старые. Есть, наконец, более знаменитые. Но ни один производитель аудиооборудования не вызывал столько поклонения и любви любителей музыки, сколько вызывал QUAD», – писал обозреватель британского журнала «Hi-Fi news» Кен Кесслер в своей книге о QUAD «Closest Approach» (издана International Audio Group в 2003).

 

На сайтах аудиокомпаний, в информационных и рекламных материалах нередко можно встретить слово «легендарный», которое, как правило, воспринимается как не более чем фигура речи, словесная приправа. Если и существуют легенды в мире High Fidelity, то их единицы, и первым на ум приходит имя QUAD. Если же говорить о великих аудиоинженерах, то первый из них – это отец-основатель QUAD Питер Уокер.  Под маркой QUAD в прошлом столетии выпущено по крайней мере три выдающихся аудиокомпонента – это усилитель мощности QUAD II (1953) и электростатические акустические системы ESL-57 (первая полнодиапазонная серийная ЭС система, 1957) и ESL-63 (1982).

 

Увеличить
Электростатическая акустическая система ESL-989

 

Заслуги QUAD признаны не только мировым Hi-Fi-сообществом, но и на государственном уровне – в Великобритании. Важно заметить, что в случае QUAD официальное признание вторично, т.к. раньше в пользу выдающейся музыкальности этой техники высказывались аудиофилы во всем мире (чаще бывает наоборот). Награда королевы Великобритании за внедренную в усилителях технологию «current dumping» (The Queens Award for Technological Achievements, 1978) и Британской аудиофедерации (Federation of British Audio, The Test of Time Award, 1987) – всего два из многих отличий, которых удостаивались QUAD и Питер Уокер. В январе 2000 журнал «Hi-Fi news and record review» назвал электростатическую акустическую систему ESL-57 величайшим Hi-Fi-продуктом всех времен («Greatest Hi-Fi Product of All Time»).

 

Несмотря на сказанное выше, надо заметить, что техника QUAD отнюдь не универсальна и не демонстрирует наилучших объективных характеристик во всех отношениях, хотя и обладает уникальным комплексом свойств, среди которых великолепная импульсная реакция, низкие фазовые искажения и превосходная переходная характеристика. Это дает пищу для размышлений о сложной и неоднозначной обусловленности звучания аудиокомпонентов комплексом объективных данных о них. Можно было слышать, что ESL-57 и ESL-63 не продавались «кому попало»: решение принималось по рекомендации двух владельцев QUAD (совсем как у нас при приеме в партию). Сегодня с осторожностью относится к реализации электростатов QUAD один из крупнейших специалистов по этой продукции в России Аркадий Байрамян, глава компании Atto Concept (привилегированный московский дилер QUAD).

 

История QUAD восходит к 1936 году – тогда была основана компания «SP Fidelity Sound Systems», которая вскоре поменяла название на «Acoustical Manufacturing Company» - в этом году отмечается бриллиантовый, 75-летний юбилей QUAD. Основатель компании, двадцатилетний Питер Джеймс Уокер получил образование в привилегированной Оундл Скул (Oundle School), успел поработать на EMI (Electrical and Music Industries) и GEC (General Electric Company).

 

 

Увеличить
Отец-основатель QUAD Питер Уокер (Peter Walker)

 

«Нет, я не стал сразу же производить аудиотехнику, это было позже», – рассказывал Уокер. – Я сотрудничал с фирмой, торгующей усилителями. Как-то раз, продав усилитель за тридцать фунтов, я подумал, что все его комплектующие стоят не более пяти фунтов, и я бы мог купить их, собрать усилитель, продать его и получить доход двадцать пять фунтов». Первыми изделиями Уокера были системы «public address». В 1937 или 1938 он сконструировал усилитель: двухтактная триодная схема с отрицательной обратной связью, 25 Вт. После войны появилась первая акустическая система, т.н. «Corner ribbon»: гибридная модель состояла из электростатических панелей и басового динамика в угловом акустическом оформлении. В 1949 увидел свет усилитель QA12/P – первый продукт с именем QUAD (QUality Amplifier Domestic), в 1953 – предусилитель и усилитель мощности QUAD II (усилитель мощности производится сегодня). За ними последовали предусилитель QUAD 22 (1959), предусилитель и усилитель мощности QUAD 33/303 (1967). 1950-60-е британским аудиофилам стало удобнее произносить аббревиатуру «QUAD», чем «Acoustical Manufacturing Company». В то время зародилась легенда.

 

«Приблизительно с 1945 меня не оставляла мысль об электростате, как о наиболее приемлемом пути создания высококачественной акустики», – вспоминал Питер Уокер. Здесь стоит упомянуть о сотрудничестве Уокера и Дж. Бриггса (выдающийся аудиоинженер, основатель Wharfedale), которые в рамках мирового турне проводили демонстрации «Сравнение записи и живого звучания». В 1954 профессор Хант опубликовал работу, в которой, сведя воедино ряд идей, появившихся в области звуковоспроизведения за последние тридцать лет, дал строгое математическое обоснование преимуществ электростатического преобразователя. Несомненно, Уокер читал этот трактат, и в 1955 в авторитетном журнале «Wireless World» (майский, июньский и августовский выпуски) появилась серия его статей, озаглавленных «Wide Range Electrostatic Loudspeakers». Несколько месяцев спустя все было готово для производства акустической системы, ныне известной под именем ESL-57 и на рубеже 20 и 21 столетий названной «величайшим Hi-Fi-продуктом всех времен».

 

The Queens Award for Technological Achievements, 1978

 

В основу продукта положены американские патенты 1955 и 1957, из-за чего модель называли то ESL-57, то ESL-55, однако для ее создателей, инженеров Уокера и Уильямсона она было просто «QUAD Electrostatic Loudspeaker». QUAD ESL, а также моноблок QUAD II создали основу для быстро крепнущей репутации QUAD и оказали существенное влияние на аудиоиндустрию. С того времени QUAD ESL служила эталоном для большинства конструкторов АС. Модель выпускалась в течение четверти века, пока ей на смену в 1982 году не пришла другая без преувеличения великая модель: QUAD ESL-63 (по словам самого Уокера, мысль о ее создании пришла к нему в 1963). В центральной части мембраны ESL-63 расположены кольцевые электроды, которые получают сигналы поочередно (от центра к периферии) посредством линий задержки. Таким образом, акустическая система формирует сферическую волну с центром в виртуальной точке позади колонки. «То было волшебное звучание», – вспоминал главный редактор «Stereophile» Джон Аткинсон о первом прослушивании ESL-63, организованном Уокером.

 

Питер Уокер концентрированно изложил конструктивную концепцию ESL-63 в докладе на собрании Audio Engineering Society в июне 1979. С присущей ему скромностью он утверждал, что не открыл ничего нового. В докладе Уокер ссылался на патент 1929 Келлога, который предложил использовать несколько электростатических элементов, включенных посредством индукторов, выполняющих роль линий задержки; упоминал Шортера из BBC, который в патенте 1941 описал соединение кольцевых электродов посредством резисторов, а также Артура Янсена, предложившего аналогичную конструкцию в 1953.

 

Увеличить
Легендарный ламповый усилитель QUAD II (фото слева) и другая легенда, электростаты ESL-57 и ламповые усилители QUAD (на заднем плане).

 

Самые ранние сведения об электростатическом преобразователе в литературе относятся к 1912. Британский ученый Ричардсон работал над обнаружением подводных объектов при помощи электростатического датчика. Мысли Ричардсона подхватил француз, эмигрант из России, Константин Шиловский; ему удалось вызвать интерес к идее у выдающегося французского физика Пола Ланжевена, который стал проводить исследования в этом направлении. В 1920 Шиловский и Ланжевен получили патент под именем «Production of Submarine Signals and the Location of Submarine Objects». Однако в области подводной разведки электростатический преобразователь не имел успеха и около 1916 он был заменен пьезоэлектрическим устройством. В 1918 электростат использовался при изготовлении конденсаторного микрофона. В течение десятилетия 1925–1935 появилось несколько патентов и статей на эту тему: среди них патенты Фредерика Ли (1925) и Уолтера Ханемана (1926) – Уолкер и Уильямсон в своей работе основывались на изложенных в них идеях. Прогресс электростата в то время был минимальным – первый простейший образец ЭС преобразователя появился лишь в 1929. В большой мере затруднения были обусловлены отсутствием подходящих материалов с требуемыми физическими свойствами. В ранних патентах фигурировали желатин, японский лак, золотая фольга, шелк, гуттаперча и резина. Незаменимый сегодня майлар появился только в 1949 (патент Du Pont), а до этого диафрагмы предлагалось изготавливать из тонкой проволоки и даже москитной сетки. В качестве токопроводящего покрытия на диафрагме использовался тонкий металлический лист на желатиновой подложке.

 

Электростатические АС ESL-63 – анфас и вид сзади

 

В 1931 Эдельман изготовил электростатическую АС с применением золотой фольги, японского лака и натянутых тонких проволочных жил. Как было сказано выше, очень большое значение имели разработки Келлога, описанные в патенте 1929. Популярный журнал «Wireless World» часто публиковал интересные статьи о громкоговорителях, и одна из статей 1929 года – Ханса Войта, под названием «The Vogt Electrostatic Loudspeaker» («Электростатический громкоговоритель Войта»), – по-видимому, попалась на глаза тринадцатилетнему Питеру Уокеру, оказав большое влияние на него и Уильямсона, которые ссылались на патенты Войта 1932. В рамках данной темы необходимо упомянуть Артура Янсена, который в 1959 предложил уникальный для того времени способ изготовления статоров не из перфорированного металла, а плетением из проволоки. В то время с энтузиазмом обсуждалась возможность комбинирования электростатического твитера Янсена с минимонитором Acoustic Research AR-1. Одна из заметных электростатических моделей того периода – KLH-9 разработки Янсена. Вершинной точкой развития электростатического преобразователя, как уже говорилось, стали модели QUAD.

 

Увеличить
Предусилитель QUAD 22 и QUAD 33

 

Питер Уокер ушел из жизни 12 декабря 2003. Для истинных любителей ценителей верного звучания этот день стал днем памяти Питера Уокера. Коллектив QUAD чтит великого инженера и не порывает с традицией.

 

На место ESL-63 заступали новые поколения электростатических АС: сначала ESL-988/989 (выпускают и сегодня, линейка Classic), а затем ESL-2805/2905 (серия Reference). Электростаты ESL-2805 и ESL-988 созданы на основе ESL-63. Модель ESL-2905 получила престижную награду EISA «За выдающиеся достижения в области аудио» - «Лучший продукт 2007-08 года».

 

 

Увеличить
АС ESL-2905 «Лучший продукт 2007-08 года» по версии EISA

 

По-прежнему производится моноблок QUAD II (версия QUAD II Classic). В серии Classic представлены ламповые моноблоки QUAD II Forty (40 Вт) и QUAD II Eighty (80 Вт), а также предусилитель QC 24, фонокорректор QC 24P (разработки Тима де Паравиччини) и интегральный усилитель QUAD II Integrated Amplifier. Сочетание ESL-2805 c моноблоками QUAD II – самое музыкальное из когда-либо встречавшихся автору настоящего обзора. Даже с учетом ряда объективных ограничений звучание производит чрезвычайно сильное впечатление.

 

Увеличить
Маэстро Тим де Паравиччини держит в руках ламповый предусилитель c фоно-корректором QUAD QC 24 P

 

Компания предлагает также транзисторную Hi-Fi-электронику и динамические акустические системы – эта продукция сгруппирована в подразделениях Performance Series. На смену знаменитой и очень успешной 99-й серии пришла линия Elite, которая включает два CD-проигрывателя (Elite CDS и Elite CDP), тюнер Elite FM, предусилитель Elite Pre-Amp, стереоусилитель мощности Elite Stereo и моноблок Elite Mono. Performance Series предлагает также Hi-Fi-акустику (L2 Series включает минимониторные и напольные динамические АС), активные АС (L-Active), многоканальную (5.1) акустическую конфигурацию L-ite и звуковую панель L-ite Plus LCR.

 

Увеличить
Транзисторная электроника серии «99»
Увеличить
5.1 комплект АС L-ite
Увеличить
Предусилитель и два моноблока серии Elite