Бриллиантовый юбилей QUAD

«Существуют более крупные Hi-Fi-бренды. Более старые. Есть, наконец, более знаменитые. Но ни один производитель аудиооборудования не вызывал столько поклонения и любви любителей музыки, сколько вызывал QUAD», – писал обозреватель британского журнала «Hi-Fi news» Кен Кесслер в своей книге о QUAD «Closest Approach» (издана International Audio Group в 2003).
На сайтах аудиокомпаний, в информационных и рекламных материалах нередко можно встретить слово «легендарный», которое, как правило, воспринимается как не более чем фигура речи, словесная приправа. Если и существуют легенды в мире High Fidelity, то их единицы, и первым на ум приходит имя QUAD. Если же говорить о великих аудиоинженерах, то первый из них – это отец-основатель QUAD Питер Уокер. Под маркой QUAD в прошлом столетии выпущено по крайней мере три выдающихся аудиокомпонента – это усилитель мощности QUAD II (1953) и электростатические акустические системы ESL-57 (первая полнодиапазонная серийная ЭС система, 1957) и ESL-63 (1982).
Заслуги QUAD признаны не только мировым Hi-Fi-сообществом, но и на государственном уровне – в Великобритании. Важно заметить, что в случае QUAD официальное признание вторично, т.к. раньше в пользу выдающейся музыкальности этой техники высказывались аудиофилы во всем мире (чаще бывает наоборот). Награда королевы Великобритании за внедренную в усилителях технологию «current dumping» (The Queens Award for Technological Achievements, 1978) и Британской аудиофедерации (Federation of British Audio, The Test of Time Award, 1987) – всего два из многих отличий, которых удостаивались QUAD и Питер Уокер. В январе 2000 журнал «Hi-Fi news and record review» назвал электростатическую акустическую систему ESL-57 величайшим Hi-Fi-продуктом всех времен («Greatest Hi-Fi Product of All Time»).
Несмотря на сказанное выше, надо заметить, что техника QUAD отнюдь не универсальна и не демонстрирует наилучших объективных характеристик во всех отношениях, хотя и обладает уникальным комплексом свойств, среди которых великолепная импульсная реакция, низкие фазовые искажения и превосходная переходная характеристика. Это дает пищу для размышлений о сложной и неоднозначной обусловленности звучания аудиокомпонентов комплексом объективных данных о них. Можно было слышать, что ESL-57 и ESL-63 не продавались «кому попало»: решение принималось по рекомендации двух владельцев QUAD (совсем как у нас при приеме в партию). Сегодня с осторожностью относится к реализации электростатов QUAD один из крупнейших специалистов по этой продукции в России Аркадий Байрамян, глава компании Atto Concept (привилегированный московский дилер QUAD).
История QUAD восходит к 1936 году – тогда была основана компания «SP Fidelity Sound Systems», которая вскоре поменяла название на «Acoustical Manufacturing Company» - в этом году отмечается бриллиантовый, 75-летний юбилей QUAD. Основатель компании, двадцатилетний Питер Джеймс Уокер получил образование в привилегированной Оундл Скул (Oundle School), успел поработать на EMI (Electrical and Music Industries) и GEC (General Electric Company).
«Нет, я не стал сразу же производить аудиотехнику, это было позже», – рассказывал Уокер. – Я сотрудничал с фирмой, торгующей усилителями. Как-то раз, продав усилитель за тридцать фунтов, я подумал, что все его комплектующие стоят не более пяти фунтов, и я бы мог купить их, собрать усилитель, продать его и получить доход двадцать пять фунтов». Первыми изделиями Уокера были системы «public address». В 1937 или 1938 он сконструировал усилитель: двухтактная триодная схема с отрицательной обратной связью, 25 Вт. После войны появилась первая акустическая система, т.н. «Corner ribbon»: гибридная модель состояла из электростатических панелей и басового динамика в угловом акустическом оформлении. В 1949 увидел свет усилитель QA12/P – первый продукт с именем QUAD (QUality Amplifier Domestic), в 1953 – предусилитель и усилитель мощности QUAD II (усилитель мощности производится сегодня). За ними последовали предусилитель QUAD 22 (1959), предусилитель и усилитель мощности QUAD 33/303 (1967). 1950-60-е британским аудиофилам стало удобнее произносить аббревиатуру «QUAD», чем «Acoustical Manufacturing Company». В то время зародилась легенда.
«Приблизительно с 1945 меня не оставляла мысль об электростате, как о наиболее приемлемом пути создания высококачественной акустики», – вспоминал Питер Уокер. Здесь стоит упомянуть о сотрудничестве Уокера и Дж. Бриггса (выдающийся аудиоинженер, основатель Wharfedale), которые в рамках мирового турне проводили демонстрации «Сравнение записи и живого звучания». В 1954 профессор Хант опубликовал работу, в которой, сведя воедино ряд идей, появившихся в области звуковоспроизведения за последние тридцать лет, дал строгое математическое обоснование преимуществ электростатического преобразователя. Несомненно, Уокер читал этот трактат, и в 1955 в авторитетном журнале «Wireless World» (майский, июньский и августовский выпуски) появилась серия его статей, озаглавленных «Wide Range Electrostatic Loudspeakers». Несколько месяцев спустя все было готово для производства акустической системы, ныне известной под именем ESL-57 и на рубеже 20 и 21 столетий названной «величайшим Hi-Fi-продуктом всех времен».

В основу продукта положены американские патенты 1955 и 1957, из-за чего модель называли то ESL-57, то ESL-55, однако для ее создателей, инженеров Уокера и Уильямсона она было просто «QUAD Electrostatic Loudspeaker». QUAD ESL, а также моноблок QUAD II создали основу для быстро крепнущей репутации QUAD и оказали существенное влияние на аудиоиндустрию. С того времени QUAD ESL служила эталоном для большинства конструкторов АС. Модель выпускалась в течение четверти века, пока ей на смену в 1982 году не пришла другая без преувеличения великая модель: QUAD ESL-63 (по словам самого Уокера, мысль о ее создании пришла к нему в 1963). В центральной части мембраны ESL-63 расположены кольцевые электроды, которые получают сигналы поочередно (от центра к периферии) посредством линий задержки. Таким образом, акустическая система формирует сферическую волну с центром в виртуальной точке позади колонки. «То было волшебное звучание», – вспоминал главный редактор «Stereophile» Джон Аткинсон о первом прослушивании ESL-63, организованном Уокером.
Питер Уокер концентрированно изложил конструктивную концепцию ESL-63 в докладе на собрании Audio Engineering Society в июне 1979. С присущей ему скромностью он утверждал, что не открыл ничего нового. В докладе Уокер ссылался на патент 1929 Келлога, который предложил использовать несколько электростатических элементов, включенных посредством индукторов, выполняющих роль линий задержки; упоминал Шортера из BBC, который в патенте 1941 описал соединение кольцевых электродов посредством резисторов, а также Артура Янсена, предложившего аналогичную конструкцию в 1953.
Самые ранние сведения об электростатическом преобразователе в литературе относятся к 1912. Британский ученый Ричардсон работал над обнаружением подводных объектов при помощи электростатического датчика. Мысли Ричардсона подхватил француз, эмигрант из России, Константин Шиловский; ему удалось вызвать интерес к идее у выдающегося французского физика Пола Ланжевена, который стал проводить исследования в этом направлении. В 1920 Шиловский и Ланжевен получили патент под именем «Production of Submarine Signals and the Location of Submarine Objects». Однако в области подводной разведки электростатический преобразователь не имел успеха и около 1916 он был заменен пьезоэлектрическим устройством. В 1918 электростат использовался при изготовлении конденсаторного микрофона. В течение десятилетия 1925–1935 появилось несколько патентов и статей на эту тему: среди них патенты Фредерика Ли (1925) и Уолтера Ханемана (1926) – Уолкер и Уильямсон в своей работе основывались на изложенных в них идеях. Прогресс электростата в то время был минимальным – первый простейший образец ЭС преобразователя появился лишь в 1929. В большой мере затруднения были обусловлены отсутствием подходящих материалов с требуемыми физическими свойствами. В ранних патентах фигурировали желатин, японский лак, золотая фольга, шелк, гуттаперча и резина. Незаменимый сегодня майлар появился только в 1949 (патент Du Pont), а до этого диафрагмы предлагалось изготавливать из тонкой проволоки и даже москитной сетки. В качестве токопроводящего покрытия на диафрагме использовался тонкий металлический лист на желатиновой подложке.

В 1931 Эдельман изготовил электростатическую АС с применением золотой фольги, японского лака и натянутых тонких проволочных жил. Как было сказано выше, очень большое значение имели разработки Келлога, описанные в патенте 1929. Популярный журнал «Wireless World» часто публиковал интересные статьи о громкоговорителях, и одна из статей 1929 года – Ханса Войта, под названием «The Vogt Electrostatic Loudspeaker» («Электростатический громкоговоритель Войта»), – по-видимому, попалась на глаза тринадцатилетнему Питеру Уокеру, оказав большое влияние на него и Уильямсона, которые ссылались на патенты Войта 1932. В рамках данной темы необходимо упомянуть Артура Янсена, который в 1959 предложил уникальный для того времени способ изготовления статоров не из перфорированного металла, а плетением из проволоки. В то время с энтузиазмом обсуждалась возможность комбинирования электростатического твитера Янсена с минимонитором Acoustic Research AR-1. Одна из заметных электростатических моделей того периода – KLH-9 разработки Янсена. Вершинной точкой развития электростатического преобразователя, как уже говорилось, стали модели QUAD.
Питер Уокер ушел из жизни 12 декабря 2003. Для истинных любителей ценителей верного звучания этот день стал днем памяти Питера Уокера. Коллектив QUAD чтит великого инженера и не порывает с традицией.
На место ESL-63 заступали новые поколения электростатических АС: сначала ESL-988/989 (выпускают и сегодня, линейка Classic), а затем ESL-2805/2905 (серия Reference). Электростаты ESL-2805 и ESL-988 созданы на основе ESL-63. Модель ESL-2905 получила престижную награду EISA «За выдающиеся достижения в области аудио» - «Лучший продукт 2007-08 года».
По-прежнему производится моноблок QUAD II (версия QUAD II Classic). В серии Classic представлены ламповые моноблоки QUAD II Forty (40 Вт) и QUAD II Eighty (80 Вт), а также предусилитель QC 24, фонокорректор QC 24P (разработки Тима де Паравиччини) и интегральный усилитель QUAD II Integrated Amplifier. Сочетание ESL-2805 c моноблоками QUAD II – самое музыкальное из когда-либо встречавшихся автору настоящего обзора. Даже с учетом ряда объективных ограничений звучание производит чрезвычайно сильное впечатление.
Компания предлагает также транзисторную Hi-Fi-электронику и динамические акустические системы – эта продукция сгруппирована в подразделениях Performance Series. На смену знаменитой и очень успешной 99-й серии пришла линия Elite, которая включает два CD-проигрывателя (Elite CDS и Elite CDP), тюнер Elite FM, предусилитель Elite Pre-Amp, стереоусилитель мощности Elite Stereo и моноблок Elite Mono. Performance Series предлагает также Hi-Fi-акустику (L2 Series включает минимониторные и напольные динамические АС), активные АС (L-Active), многоканальную (5.1) акустическую конфигурацию L-ite и звуковую панель L-ite Plus LCR.