ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

Meyer Sound: история и инновации

Увеличить

 

Данная статья – вторая часть материала, посвященного компании Meyer Sound, знаменитого производителя профессиональных систем звукоусиления. В ней мы расскажем о главных вехах в истории Meyer Sound и ее ключевых разработках.

 

Ссылка на презентацию "Meyer Sound: точность на максимальной громкости".

 

Предыстория

Увеличить
Молодой Джон Мейер

В 60-70 годах прошлого века индустрия профессионального звука, связанная с концертными уровнями громкости, еще только зарождалась. Предложений было мало, многие фирмы, полагаясь на свой опыт работы, разрабатывали микшерные пульты и акустические системы самостоятельно. Компоненты в системы звуковоспроизведения подбирались «на глазок», а о надежности оборудования можно было только мечтать. Одной из фирм, пытавшихся найти свое место на новом рынке, была калифорнийская McCune Sound Service из Сан-Франциско. В 1969-ом Маккьюн увидел в местном клубе перспективные акустические системы-самоделки Glyph, заинтересовался и решил договориться с их конструктором, что бы тот сделал громкоговорители еще лучше, но уже для его фирмы. Конструктора Glyph звали Джон Мейер.

Увеличить
В 1969-ом квадрофонические версии Glyph были установлены в модном ночном клубе Pepperland

Работая с McCune, Мейер наглядно познакомился со всеми организационными и техническими проблемами «отрасли»: вместе с коллегами лихорадочно пытаясь заставить играть разношерстное оборудование, пока нервничающие посетители концертов и шоу ждали начала представления, отпуская проклятия в адрес организаторов и артистов. Тогда Джон понял: прежде всего, концертному оборудованию не хватает унификации и согласования компонентов. Джон Мейер рассуждал: «Если у компонентов данной аудиосистемы есть некий набор оптимальных настроек, почему этим должен заниматься пользователь? Почему бы не сделать все наилучшие установки перед продажей системы?»

Увеличить
Система звукоусиления McCune JM-10

Первым шагом на пути к интеграции компонентов стали попытки объединить усилители и акустические системы, то есть создать активные громкоговорители. Хотя тогда активные громкоговорители еще не были похожи на современные – их усилители и фильтры располагались в отдельных блоках на аппаратурной стойке. Для McCune Мейер сделал две активные модели: JM3 – в 1970-ом, и JM10 – в 1975-ом. Между этими датами Мейер на год уезжал в швейцарский город Монтрё (Montreux), где руководил лабораторией акустики в Институте Углубленных Исследований Музыки (Institute for Advanced Musical Studies). Монтрё – «намоленное» музыкальное местечко, знаменитое своим джазовым фестивалем. Время в Швейцарии Мейер провел необычайно плодотворно: на фестивале он познакомился с будущей женой Элен, в институте у него появились новые идеи, как сделать акустический рупор с меньшими искажениями. Вернувшись из Европы Мейер создал активный громкоговоритель Meyer/ACD, способный удерживать относительно ровный частотный отклик на разной громкости, по тем временам – большое достижение. Сначала планировалось использовать громкоговоритель для клубного воспроизведения диско, но он получился слишком дорогим и превратился в студийный монитор.

 

Рождение Meyer Sound и 80-ые

Увеличить
Саб 650-R2
Активные версии 650-P среди концертного оборудования

К концу 70-ых Мейер набрался опыта, полезных знакомств, в голове крутилось множество проектов. В 1979-ом чета Мейеров основала компанию Meyer Sound. Старт компании получился бурным и очень удачным. Фрэнсис Форд Коппола заказал у Мейера сабвуфер для демонстрации культовой военной драмы «Апокалипсис сегодня». 650-ый «саб» был первым НЧ-громкоговорителем, оснащенным звуковым процессором, и положил начало целой серии аппаратов. Оборудованный двумя 18-дюймовыми вуферами, 650-R2 использовался басистом Grateful Dead Филом Лешем, а активная версия сабвуфера 650-P продается Meyer Sound и сегодня.

Увеличить
Рупор Мейера с минимальными искажениями (1979 г.)

В том же 1979-ом году был зарегистрирован патент на рупорный излучатель с малыми искажениями звука, нашедший применение в прославленных моделях: сценическом мониторе UM-1 UltaMonitor (1979 г.) и громкоговорителе звукоусиления UPA-1 (1980 г.). Понятно, что рупоры были широко известны и до Мейера. Они использовались как недорогое и эффективное средство «фокусировки» акустического излучения с одновременным повышением звукового давления и четким контролем направленности, но у рупорных конструкций была и своя «ахиллесова пята» – искажения звука. Мейер показал, что искажения можно уменьшить на порядок, применяя свой любимый интегрированный подход: выбирая характеристики рупора специально под конкретный драйвер, таким образом, чтобы нелинейности обоих компенсировали друг друга.

Увеличить
Сценический монитор UM-1
Монитор звукоусиления UPA-1

Сценический монитор UM-1 был заказан Мейеру знаковой фигурой в культуре хиппи и психоделического рока, звукорежиссером Оусли «Медведем» Стэнли (Owsley "Bear" Stanley), работавшим со многими известными группами того времени, в частности с Grateful Dead и Jefferson Starship. Стэнли был нужен громкоговоритель с линейностью и детальностью мониторов Meyer/ACD, только мощнее. UM-1 стал первым коммерческим громкоговорителем с процессорным модулем, оснащенным активным кроссовером, цепями частотной и фазовой коррекции звука, а также защитными схемами. Разработка специфического процессора под конкретную модель громкоговорителя полностью себя оправдала, позволив значительно улучшить надежность и качество звучания на больших уровнях громкости.

Увеличить
Эйб Джейкоб в окружении любимых театральных мониторов Meyer Sound

Громкоговоритель UPA-1 получил статус легенды, став едва ли не стандартом де факто во множестве профессиональных приложений. Особенно монитор приглянулся знаменитому звукорежиссеру с Бродвея Эйбу Джейкобу (Abe Jacob), принимавшего участие в постановках многих известнейших мюзиклов: Чикаго, Иисус Христос Суперзвезда и других. Наряду с фирменным рупором Мейера и звуковым процессором, UPA-1 комплектовался запатентованным трапециевидным кабинетом (с 1981-го года). Этот патент фактически изменил подходы в индустрии, простым и изящным способом предложив составлять круговые массивы громкоговорителей, которые в горизонтальной плоскости дают направленность точечного источника. Спустя четверть века UPA-1 был выбран в технологический зал славы (TECnology Hall of Fame) как изобретение определившее лицо современной аудио индустрии.

Увеличить
MSL-3 и сабвуферы 650-R2

В 1981-ом компания выпустила еще одну знаковую модель – громкоговоритель MSL-3 отличался универсальностью, неприхотливостью, надежностью, был приспособлен для работы в кластерах без деградации качества звучания. Эти профессиональные мониторы использовались везде, от оперы до концертов Фрэнка Заппы. В лондонском представлении мюзикла «Кошки» громкоговорители проработали более 20 лет, и сотни их еще задействованы в разных залах мира.

Увеличить
Первый измерительный комплекс SIM-1
Современный комплекс SIM-3

В 1984-ом компания представила систему SIM – самый мощный на тот момент компьютерный измерительный комплекс для анализа в реальном времени звучания громкоговорителей, влияния комнаты, изменений звука от колебаний температуры, влажности и т.д. Вместе с анализатором Meyer продемонстрировала параметрический эквалайзер CP-10, способный корректировать частотный отклик аудиосистемы в амплитудном и фазовом пространстве.

Увеличить
Активные мониторы ближнего поля HD-1

В 1989-ом Meyer Sound сделала знаменитый студийный монитор ближнего поля HD-1 – первый истинно активный монитор компании (вся электроника в корпусе) с отличными импульсными характеристиками звучания и патентованными цепями фазовой коррекции в кроссовере. Именно HD-1 породил моду на использование активных мониторов в студиях. Любопытно, что первоначально Мейер не собирался подавать HD-1 в серию, используя его для внутренних нужд (с его помощью тестировались микрофоны системы SIM). Так бы и пребывал монитор в безвестности, но по счастливой случайности фабрику Meyer посетил знаменитый звукоинженер Роджер Николс (стал известным, записывая рок-группу Steely Dan, работал со многими звездами и неоднократно получал Грэмми). Николс услышал HD-1, выпросил пару себе в студию, ну и – дело закрутилось. Спустя несколько лет монитор стал завсегдатаем крупнейших студий звукозаписи, пережив несколько модификаций, он до сих пор широко распространен и доступен для заказов. В 2012-ом году HD-1 пополнил славные ряды изобретений, представленных в технологическом зале славы (TECnology Hall of Fame).

 

Meyer Sound в 90-х

Увеличить
MSL-4
Кластеры MSL-4 в Кремлевском Дворце

В 1995-ом году Meyer Sound выпустила громкоговоритель звукоусиления MSL-4. Внешне модель выделялась нетривиальным фазовым наконечником НЧ-драйвера, но главной особенностью акустической системы был встроенный усилитель. MSL-4 стал первым истинно активным громкоговорителем в системах звукоусиления, предвосхитив новую техническую революцию. Как это часто бывает, в оригинальное решение сначала не поверили, и лет пять Meyer Sound оставалась в одиночестве. А когда другие, наконец, поняли преимущества активных колонок звукоусиления, Meyer Sound уже ушла далеко вперед и сполна воспользовалась преимуществом, увеличив долю на рынке.

Увеличить
SB-1 в системе панорамного эха в парке Madison Square(Нью-Йорк)
SB-1 и MSL-4 на стадионе Уэмбли (Лондон)

В 1997-ом компания запатентовала первую коммерческую технологию широкополосной передачи звука с помощью параболического зеркала, реализованную в громкоговорителе SB-1. Акустическая система состояла из большого параболического отражателя с подвешенной над ним гондолой для рупорного компрессионного излучателя диаметром 100 мм. Для улучшения производительности на нижних частотах в центр зеркала устанавливался 300-мм драйвер с ограниченной полосой. Использование дополнительного динамика и специального кроссовера позволило создателям выровнять частотный отклик громкоговорителя в диапазоне пяти октав (от 500 Гц до 15 кГц). К тому же была достигнута отличная фокусировка и возможность громко передавать звук на дистанцию до 100 м. Акустическим системам тут же нашлось применение на стадионах, так как они могли озвучить самые удаленные точки арены.

Увеличить
Мониторы CQ-1
CQ-1 в зале Дома Оперы Сан-Франциско

В том же году Meyer Sound в очередной раз усовершенствовала рупор. В ходе реконструкции Дома Оперы Сан-Франциско выяснилось, что все текущие дизайны рупоров не дают нужного контроля направленности и угловой однородности излучения. Трудоемкие исследования в лаборатории Meyer Sound привели к созданию рупора с новой геометрией, дающего громкоговорителю ровный отклик в диапазоне от 40 Гц до 16 кГц. Но самое важное – в диаграмме направленности не было боковых лепестков. Рупор был запатентован и привел к созданию линейки громкоговорителей CQ.

Увеличить
Сабвуфер PSW-6: вид спереди
PSW-6: задняя панель

В 1998-ом компания представила PSW-6 – уникальный сабвуфер с кардиоидной диаграммой направленности. Сабвуфер был оборудован шестью динамиками (четыре располагались впереди, два – сзади) и кроссовером с изощренной схемой манипуляции фазой. В результате бас позади аппарата ослаблялся примерно на 15 дБ, не давая лишних ревербераций, не мешая музыкантам в концертных системах.

Увеличить
Горизонтальная направленность PSW-6 на разных частотах

 

Новый век

В 2001-ом году Meyer Sound выпустила первое поколение программы-симулятора MAPP Online, в которой звукоинженер, задавая несколько параметров аудиосистемы и помещения, мог быстро получить предсказания по частотному и импульсному отклику, максимальному звуковому давлению и оценку звукового поля в интересующей зоне. В дальнейшем программа неоднократно дорабатывалась, открывая новые возможности и повышая аккуратность предсказаний, превратившись в мощный инструмент для развертывания проектов любой сложности.

Увеличить
Громкоговоритель M3D
Басовый модуль M3D Sub

В начале нового века Meyer Sound вступила в эру линейных массивов громкоговорителей и первой акустической системой, разработанной для этих целей, стал монитор звукоусиления M3D. Громкоговоритель интересен сразу с нескольких сторон: во-первых, в нем была улучшена технология кардиоидной направленности баса, доведя ослабление «обратного» звука до 25 дБ. Во-вторых, для воспроизведения СЧ/ВЧ частот в M3D была применена фирменная технология REM. Дело в том, что свойства направленности линейного массива зависят от частоты звука и расстояния между излучателями. Идеальные условия легко соблюдаются для низких частот, но не для высоких. Лучшим выходом из положения был бы длинный ленточный излучатель, вся поверхность которого воспроизводит звук равномерно и синфазно. Но ленточные излучатели имеют нежную конструкцию, и добиться от них требуемого в профессиональных приложениях высокого звукового давления очень тяжело, ведь чувствительность «ленты» примерно на 10 дБ меньше, чем у компрессионного драйвера.

Увеличить
Линейные массивы модулей M3D готовятся к концерту
Лучано Паваротти в Мексикали (Мексика)

Вообще-то, в Meyer Sound пытались создать линейный излучатель на «ленте» и даже сделали вполне рабочий прототип, однако решили отложить разработку в сторону, осознав ее непрактичность. Вернувшись к компрессионным динамикам, инженеры пошли на хитрость – проложили между компрессионным драйвером и устьем рупора несколько узких волноводов одинаковой длины. Выстроившись в ряд, отверстия эмулируют ленточный излучатель. При этом малая длина трубочек и их расширяющийся профиль не приводят к росту искажений. Объединение REM с «кардиоидным» басом дало четкий контроль направленности: ограничение по вертикали, широкая дисперсия по горизонтали во всей рабочей полосе (технология BroadbandQ).

Увеличить
Звуковой процессор Galileo 616

В 2005 году Meyer Sound в сотрудничестве с компанией LSC Audio разрабатывает свой первый цифровой процессор/контроллер семейства Galileo. Выход собственных цифровых процессоров позволил Meyer Sound перейти к реализации амбициозной концепции VRAS (Variable Room Acoustic System) – созданию комплекса оборудования и программного обеспечения с тем, чтобы менять по желанию владельца акустические свойства конкретного зала.

Увеличить
Constellation в Светлановском Зале Дома Музыки
Пульт управления Constelation

Уже через год VRAS превращается в коммерческую систему Constellation, с помощью которой акустику спортивной арены можно превратить в зал для исполнения классической музыки. Constellation установлена в десятках залов по всему миру, например, в России система работает в Светлановском Зале Дома Музыки. В конце декады Meyer Sound подняла цифровую обработку звука на новый уровень выпустив профессиональную сетевую платформу D-Mitri, организующую запись, обработку и воспроизведение звука вместе с контрольными функциями всей аудиосистемы.

Увеличить
Благодаря Constellation французский зал Vendespace
может быть концертной площадкой или стадионом
Увеличить
D-Mitri управляет звуком во втором по величине аквариуме Европы Blue Planet
Сверхдальнобойная акустическая "артиллерия" SB-3F

В 2008-ом Meyer Sound с моделью SB-3F продемонстрировала новый подход к созданию «сверхдальнобойных» громкоговорителей. Акустическая система воспроизводит звук в диапазоне 2-9 кГц за счет матрицы из 448 излучателей, объединенных в одном корпусе с 9-киловаттным (пиковая мощность) усилителем. За счет кроссовера с цепями фазовой задержки матрица излучает звук в узком луче, развивая звуковое давление до 120 дБ, но не на метре, как обычные колонки, а на дистанции 100 м. В результате SB-3F может использоваться для озвучивания зон, удаленных от громкоговорителя на расстояние до километра.

Увеличить
Семейство кинотеатральных громкоговорителей EXP

Долгое время компания Meyer Sound, при всей своей известности и востребованности на профессиональном рынке, фактически не была представлена в кинотеатральном бизнесе. До середины «нулевых» у компании был только один сабвуфер X-700, подходящий для нужд кинозалов, и только просьба старого друга Мейера, кинорежиссера Фрэнсиса Форда Копполы привела к созданию специальной серии «сабов». А в 2009-ом году Meyer Sound наконец-то взглянула кинотеатральный сегмент по серьезному, разработав интегрированную систему EXP и серию специализированных громкоговорителей Acheron.

Увеличить
EXP в кинозале Cinetopia
EXP в студии Wildfire (Лос-Анджелес)

По сути EXP – это легко масштабируемая и конфигурируемая профессиональная система для мониторинга кинотеатрального звука, предназначенная для киностудий, элитных кинозалов или даже домашних кинотеатров, если их владелец желает получить бескомпромиссное качество звука, которого добивался режиссер картины. Все громкоговорители, задействованные в EXP, прошли сертификацию THX, кроме того они специально разработаны под требования новейших форматов многоканального звука Atmos и Auro 3D. По прошествии пяти лет комплекс EXP уже установлен во многих студиях и престижных кинозалах мира: Universal, 20 Century Fox, Pixar, Skywalker, Zoetrope, Dolby Theatre (LA), Cinetopia, CinemaxX и др.

Увеличить
Массивы LEO на джазовом фестивале в Монтрё
LEO на фестивале EDM 2014 в Дортмунде

В последние годы компания не останавливается на достигнутом: в 2012-ом появилась новая линейка LEO, включающая громкоговорители для сверхмощных линейных массивов, озвучивающих стадионы и многотысячные шоу на открытом воздухе. В 2014-ом серия была дополнена более компактными версиями, моделями LYON.

 

Официальный дистрибьютор Meyer Sound EXP в России - фирма "Техинтерьер"