Monitor Audio. Технологии лидерства
Чтобы удержаться в лидерах, нужно идти в ногу со временем, порой даже обгоняя его. Отстав в технологическом плане, не угадав с набирающими популярность тенденциями рынка, догонять ушедших вперед конкурентов очень сложно. Не одна великая в прошлом компания сошла с дистанции, стоило ей остановиться на достигнутом и перестать развиваться. Почти что Зазеркалье Льюиса Кэрролла (Алиса в стране чудес): «здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее».
В индустрии воспроизведения звука бренд Monitor Audio – яркий пример созидательных компаний. Британцы никогда не боялись вкладывать деньги в исследования, пробовать новые сегменты рынка, создавать и использовать современные технологии, некоторые из которых были подсмотрены в аэрокосмической отрасли. Поэтому компании Monitor Audio сопутствует успех, ее продукты имеют уникальные черты, они узнаваемы. Это играет свою положительную роль не только с продуктами High-End класса, статус фирмы не менее важен, если продукт относится и к бюджетному сегменту, благо у британцев всегда хватало моделей, доступных по цене практически любому меломану.
Первые шаги: Monitor Audio осваивается на рынке акустических систем
История Monitor Audio начиналась в 1972-ом году, компания была основана инженером Мохаммедом Икбалом и его сподвижниками Мартином Колломсом и Майком Бином. Первые годы компания базировалась в Кембридже, а затем производство переехало в пригород Лондона, местечко Рэйли (Rayleigh). В 70 и 80-ых годах компания искала свой стиль, свою философию звучания, делая, тем не менее, очень хорошие акустические системы, некоторые из моделей тех лет сегодня считаются раритетами и очень ценятся коллекционерами.
Первыми продуктами Monitor Audio были крупные, условно полочные 3-полосные колонки, для установки которых нужно было использовать специальные низкие стойки. Корпуса и динамики покупались на стороне, зато на комплектующих не экономили. Использовались тяжелые кабинеты с толстыми стенками и лучшие на тот момент излучатели именитых производителей: KEF, EMI, B&W, Peerless и др. Впрочем, уже через несколько лет Monitor Audio перешла на собственные стандарты, заказывая эксклюзивные драйверы и открыв в 1976-ом году свою фабрику по изготовлению корпусов. Долгое время компания сотрудничала с крупнейшим британским производителем динамиков ELAC (не путать с одноименной немецкой фирмой).
Инновации Monitor Audio
Заметим, что уже на раннем этапе в поисках лучшего качества и эффективности Monitor Audio активно применяла в излучателях экспериментальные в то время мембраны из синтетических и композитных материалов. Продолжив изыскания в 80-х годах, инженеры Monitor Audio пришли к идее металлических диффузоров. Компания стала одной из первых в мире (наряду с пионерами из Acoustic Energy), создавших металлическую «пищалку», признанную соответствующей уровню Hi-Fi. В результате в 1986-ом появились модели Monitor Audio R852MD – первые АС с твитером из алюминиево-магниевого сплава. Помимо фирменной черты ‒ состава сплава, новый ВЧ-излучатель был очень хорошо защищен от температурной компрессии. Улучшенный отвод тепла достигался за счет металлического купола, ферро-жидкости в магнитном зазоре, металлического каркаса звуковой катушки и дополнительной системы вентиляции. Технология производства твитера для R852MD в дальнейшем привела к созданию целого поколения высокочастотных динамиков C-CAM. Впрочем, в середине 80-х все только начиналось.
Эра "драгоценных" серий Monitor Audio
Фирменные технологии Monitor Audio
C-CAM (Ceramic-Coated Aluminium/Magnesium): эта технология изготовления диффузоров применяется в большинстве громкоговорителей Monitor Audio, начиная с 1991-го года. Технология адаптирована для аудио из аэрокосмической промышленности, где использовалась для производства компонентов реактивных двигателей. Нужда в легких, но прочных конструкциях есть не только у инженеров самолетостроителей или ракетчиков, в принципе, к мембранам динамиков предъявляются те же требования. Изготовление диффузоров из алюминиево-магниевого сплава включает три стадии снятия остаточного напряжения для обеспечения монолитности материала. Затем происходит высокотемпературный процесс анодирования внешней поверхности мембраны до получения керамического слоя толщиной 50 микрон. Получается очень жесткий материал, гораздо более устойчивый к изгибам и резонансам, чем обычные диффузоры из чистых металлов или сплавов. Сегодня технология C-CAM применяется Monitor Audio в излучателях любых полос от динамиков сабвуферов до высокочастотных головок.
Gold Dome C-CAM: разновидность технологии C-CAM, повсеместно применяемая в твитерах Monitor Audio. Тонкая мембрана из алюминиевого сплава с керамической поверхностью обладает очень высокой жесткостью, сдвигая первый резонанс купола в далекую ультразвуковую область к 35 кГц. Название Gold Dome не связано с использованием в составе мембраны благородного металла. Несмотря на золотистый цвет купола, золота в нем нет.
RST (Rigid Surface Technology): технология впервые была представлена в 2000-ом году в серии АС Gold Reference. Идея увеличения прочности мембран динамиков СЧ/НЧ-звена была навеяна традиционным японским искусством оригами. Если принцип работает для бумаги, то он подойдет и для металла – подумали инженеры Monitor Audio, и оказались правы. Поверхность диффузора покрывается разнокалиберными ямками, диаметр которых увеличивается к внешнему краю. Такой нерегулярный профиль диффузора повышает его жесткость и препятствует распространению стоячих волн, давая выигрыш в мощности и чувствительности излучателей. RST применяется в современных акустических системах линеек Gold, Silver, Soundframe, старших моделях встройки и сателлитах Apex.
RDT (Rigid Diaphragm Technology): уникальная технология производств композитных диффузоров, разработанная специально для флагманских акустических систем серии Platinum. RDT – еще один шаг к мечте аудио-инженеров, которые хотят одновременно прочный, но легкий диффузор. Понятно, что совместить эти требования очень тяжело и нужно использовать необычные материалы. В процессе изготовления диффузора RDT на ячеистую структуру, сотканную из полимерных волокон Nomex, накладывается очень тонкий слой керамо-металла C-CAM. Толщина слоя составляет всего 40 микрон, вдвое тоньше человеческого волоса. Получившийся материал обладает впечатляющими свойствами: он оказывается легче, но в 150 раз прочнее, чем C-CAM толщиной 200 микрон. Дополнительно жесткость конструкции повышает вогнутая геометрия диффузора, рассчитанная компьютерными методами FEA.
Ленточный излучатель ВЧ: впервые ленточные твитеры применялись Monitor Audio в линейке Platinum 2007-го года. Теперь "лентой" комплектуются еще и АС нового поколения Gold. В излучателях этого типа используется длинная, проводящая мембрана в виде ленты, подвешенная в мощном поле магнитов NeFeB. Мембрана одновременно является и диффузором и звуковой катушкой, испытывая по всей поверхности одинаковое управляющее поле. Сверхтонкая и очень легкая мембрана АС Platinum, сделанная по фирменной технологии C-CAM, весит всего 18 мг. Поэтому она дает очень быстрый отклик и шикарные импульсные характеристики, что приводит к отменной натуральности и высокой детальности звучания. Частотная равномерность ленточных твитеров серии Platinum простирается до 100 кГц, поэтому эти излучатели идеально подходят для воспроизведения записей в HD-форматах.
MMP (Metal Matrix Polymer): технология, впервые примененная в 2003 году в колонках серии Radius. В процессе изготовления диффузоров в полипропиленовый материал мембраны под высоким давлением вплавляются частицы металла. Кроме того, чтобы уменьшить влияние резонансов, толщина диффузора делается переменной. По сравнению с чисто полимерной мембраной, такая обработка почти не добавляет диффузору вес, зато заметно увеличивает его прочность. Акустические системы Radius последнего поколения перешли на драйверы C-CAM, однако технология MMP с неизменным успехом применяется в различных сериях Monitor Audio эконом-класса.
ARC (Anti-Resonance Composite): антирезонансные композитные панели были взяты Monitor Audio из автомобильной промышленности. Материал ARC изготавливается из отверждаемого полимера, насыщенного минеральными добавками. Из ARC получаются акустически инертные элементы конструкции с оптимальными демпфирующими качествами. Monitor Audio производит из композита ARC фасады, основания и отсеки среднечастотных динамиков колонок флагманской серии Platinum.
HiVeII (High Velocity): фазоинверторы HiVeII ‒ весьма распространенная технология, применяемая во многих колонках Monitor Audio. От стандартных ФИ-труб с гладкими стенками, которые используются большинством производителей, фазоинверторы HiVeII отличает продольная нарезка, служащая для снижения турбулентности и ускорения воздушного потока. Меломан же слышит более быстрый и плотный бас.
Эксклюзивный дистрибьютор Monitor Audio в России - компания Barnsly Sound Org.