Primare: образцовый дизайн и звучание из Скандинавии
Еще в начале 80-х годов прошлого века аудиокомпоненты, независимо от класса звучания, смотрелись довольно архаично, не успевая за модными тенденциями в оформлении жилых помещений. Радуя владельца качеством звука, они не соответствовали ожиданиям своим внешним видом. Вызов такому положению дел бросила молодая компания Primare во главе с дизайнером Бо Кристенсеном (Bo Christensen). Окрыленный передовыми дизайнерскими идеями тех лет Кристенсен считал, что домашняя техника не должна выглядеть как аппаратура завода или научного центра. Согласно правилам lifestyle, в те годы это направление только-только пробивалось в дизайн AV-техники: «каждый предмет должен не только выполнять свои практические функции, но быть удобным, доступным и красивым». Конечно, критерий доступности в отношении техники High-End класса соблюдался не всегда и первые компоненты Primare предназначались для людей состоятельных, но со временем продукция компании стала полностью соответствовать и этой установке. Компании удалось найти привлекательную для любителей хорошего звука "золотую середину" между качеством воспроизведения и функциональностью с одной стороны и стоимостью аппаратуры с другой. Подход Primare очень точно отражает шведское слово Lagom, перевод которого означает: "ни больше, ни меньше, ровно столько, сколько нужно".
Философия Primare
Задолго до воцарения направления Lifestyle, первые Hi-Fi компоненты Primare демонстрировали образцовый союз формы и функциональности. Компания, в полном соответствии с концепцией скандинавского конструктивизма, привила своим компонентам эстетику простоты. Куда укладывается и еще один краеугольный камень философии Primare ‒ сколь ни была бы сложна техника внутри, осваиваться пользователем она должна без труда. Заумное управление отпугивает большинство людей ‒ все должно быть понятно интуитивно, тогда общение с техникой будет доставлять удовольствие с первой минуты знакомства.
Однако Primare – это не только стильный облик и удобство настроек, бренд уже давно ассоциируется с хорошим звуком и современными возможностями аппаратуры. Компании всегда везло на талантливых инженеров, которым удавалось создавать Hi-Fi компоненты с завидным отношением качества и цены, таким, что даже продукты Primare начального уровня не стыдно включить перед взыскательными ценителями музыки.
Возможности Primare делать качественный «хай-фай» за разумные деньги связано с дальновидной политикой. Компания одной из первых не побоялась перевезти производство в ЮВА, сохранив в Европе штаб-квартиру и конструкторский отдел – шаг, который существенно сократил себестоимость продукции. Разумеется, после переезда пришлось по-новому взглянуть на контроль качества. Попав на европейский склад, любое устройство Primare перед отправкой в магазин проходит серию многоступенчатых тестов, в которых тщательно проверяется функциональность каждого узла, обеспечивая 100% надежность и соответствие заявленным параметрам. Поэтому усилители компании приходят к владельцу или в магазин уже прогретыми и могут сходу раскрыть свой потенциал уже при первой демонстрации.
Заказывая многое на стороне, Primare не отдает в чужие руки такой важный вопрос как программное обеспечение для различных контроллеров и процессоров. В компании понимают, что от безошибочности работы приборов зависит итоговое впечатление пользователя – великолепная по звучанию и возможностям аппаратура, действующая со сбоями, вряд ли кого-то порадует. Прошивку устройств можно обновлять самостоятельно. Доступна и другая современная функция: управление компонентами с мультимедийными возможностями (например, сетевыми проигрывателями) с помощью смартфона или планшета, установив предварительно фирменное приложение Primare APP или Primare AIR.
Путь Primare
В 2007-ом году Primare в числе первых респектабельных аудио-производителей выпустил интегрированное устройство, объединяющее в одном корпусе проигрыватель CD-дисков, тюнер и стереоусилитель. Примечательно, что особую компактность модели CDI10 придавал усилитель D-класса ‒ тип, который тогда не котировался среди поборников высококачественного звука. И тут шведы удивили многих, доведя технологию, долгое время считавшуюся несерьезной, до устройств бесспорного уровня Hi-Fi. Через год по тому же принципу было изготовлено интегрированное устройство DVDI10, обладающее функциями видео-проигрывателя. Помимо этого в 2008-ом году в AV-ресивере SPA 22 и процессоре SP32 Primare впервые представила технологии модульной конструкции устройств и фирменную схему усилителя D-класса UFPD (Ultra Fast Power Device). Модульный подход шведов был использован снова в 2010-м году, когда в новом интегрированном стереоусилителе I32 была заложена возможность установки платы потокового воспроизведения аудио с любых UPnP-устройств: интернет-ресурсов, компьютеров, сетевых накопителей, флешек, смартфонов и т.д.
Среди производителей универсальных и сетевых проигрывателей многие отдают предпочтение большому количеству функций и поддерживаемых форматов, оставляя качество воспроизведения на весьма среднем уровне. Но такая позиция не устраивает конструкторов Primare, привычных делать все по высшему разряду. В 2011-ом году компания выпустила один из лучших в мире High-End Blu-ray проигрывателей BD32. А в 2013-м вышел сетевой проигрыватель High-End класса Primare NP30.
Модульность конструкции компонентов Primare
Прогресс не стоит на месте ‒ это правило прекрасно работает и в AV-индустрии: улучшаются параметры, появляются новые функции и форматы воспроизведения. Особенно быстро меняются характеристики цифровых схем видео и аудио: то, что пять лет назад считалось современным, сегодня в лучшем случае тянет на средненький уровень. И что прикажете делать, каждую пару лет менять модельный ряд, выпуская все новые и новые компоненты? Для производителей аудио-видео ширпотреба подобная стратегия может быть оправдана, но поклонники Hi-Fi, не говоря уж о High-End, так часто технику не меняют. Компания Primare решила вопрос с помощью модульной конструкции компонентов, разработав открытую и легкодоступную архитектуру, в которой видеоплаты, звуковые процессоры и коммутационные панели можно менять по мере их устаревания.
Усилители D-класса Primare
Компания Primare уже исследовала возможности усилителей D-класса, когда другие производители еще не верили в перспективы этой технологии в Hi-Fi аудио. Усилители, оснащенные импульсными блоками питания, имеют несколько неоспоримых достоинств ‒ компактность и экономичность. Если аудиофильские усилители А-класса переводят в полезный сигнал всего 20% от переданной им энергии, превращая остальное в тепло, то эффективность усилителей D-класса превышает 90%, не требуя массивных систем охлаждения. Поэтому почти во всех отраслях техники компактные импульсные блоки питания давно вытеснили крупные линейные, лишь в сегменте высококачественного аудио те все еще держатся. Связано это с тем, что схемы D-класса вынуждены сглаживать дискретный сигнал выходными фильтрами. И если не дать усилителю достаточную обратную связь, фильтр будет давать заметные искажения. Кроме того, на частотный отклик усилителя будет влиять переменный импеданс нагрузки (подключенных акустических систем). В итоге получаем ряд неприятных эффектов: ограничение рабочей полосы частот, увеличение шумов, рост искажений с увеличением частоты. А вопрос нужного количества обратной связи в импульсных схемах оказался совсем не простым. Аудиофилы со стажем наверняка помнят как на раннем этапе использования D-класса в "хай-фае" звучали такие усилители: отличный по энергетике низ и резковатый, неестественный верх, утомительный при долгом прослушивании. Но инженеры Primare верили в будущее усилителей D-класса, и многолетняя работа не прошла даром, в конце концов, превратившись в фирменную технологию UFPD (Ultra Fast Power Device).
Усилитель UFPD работает с аналоговым входным сигналом, который затем преобразуется в высокочастотную (более 300 кГц) последовательность прямоугольных импульсов с широтно-импульсной модуляцией, после чего усиливается. На конечном этапе дискретный сигнал фильтруется, возвращая себе "непрерывный" аналоговый вид. Блок UFPD и сглаживающий фильтр сведены в единый модуль, уменьшая физический путь петли обратной связи, тем самым увеличивая скорость и точность процедуры коррекции. В этой коррекции и заключается суть UFPD: технология активно подстраивает уровень обратной связи в зависимости от требуемого напряжения и характера нагрузки, обеспечивая стабильную работу усилителя практически в любых условиях. Схема UFPD одинаково обрабатывает все сигналы независимо от частоты или скорости нарастания импульса, полностью подавляя резонансы сглаживающего фильтра. Благодаря методу очень быстрой и точной подстройки количества обратной связи усилитель Primare превосходит обычные схемы D-класса и дает аудиофильское качество звучания с отменными характеристиками: широкий частотный диапазон, ровный отклик, независящий от нагрузки, низкие искажения во всем спектре. По сути Primare удалось обойти все традиционные слабости D-класса, и сегодня технологией UFPD оснащены не только многоканальные усилители шведов, но и флагманы компании, стереоусилители 60-й серии.