Цифроаналоговый эксперимент в MMS Cinema
Мы живем в эпоху цифрового аудио. Между тем, для всех сотрудников редакции AVREPORT.ru и, как мы думаем, для большинства наших читателей, знакомство с миром музыки начиналось именно с аналоговой аппаратуры – проигрывателей винила, катушечных и кассетных магнитофонов. Сейчас аналоговая аппаратура, в основном, - удел коллекционеров и энтузиастов. Виниловым проигрывателям хоть как-то удалось занять свою нишу на современном аудиорынке, они стали модными, поговаривают даже о наступлении «винилового ренессанса». А вот кассетные и катушечные деки ушли практически безвозвратно, те аппараты, с которыми мы изредка сталкиваемся в системах увлеченных людей, - это модели прошлых лет, которые, правда, часто находятся в безупречном состоянии благодаря отличному уходу.
Напомнить о том, как выглядят, а главное, как звучат кассетные и катушечные магнитофоны, решила московская дистрибьюторская компания «ММС», которая 17 февраля 2017 года провела в своем шоуруме мероприятие с интригующим названием «Битва форматов». Специально для этого мероприятия была подготовлена система, к которой было подключено пять различных источников – CD-проигрыватель, медиаплеер, проигрыватель винила, кассетная и катушечная деки. Мероприятие было открытым, т.е. придти на него смогли все желающие, и судя по количеству людей, откликнувшихся на приглашение, вопрос о том, как звучат аналоговые записи в сравнении с современными цифровыми носителями, интересует очень многих.
Прежде чем писать о своих собственных впечатлениях, расскажем в двух словах о самой системе для прослушивания. По словам представителей компании, они не ставили перед собой задачу собрать систему топового уровня. Наоборот, хотелось понять, как одна и та же музыка, записанная в различных форматах, будет звучать на системе средней ценовой категории. Итак, в качестве акустики в системе были использованы хорошо знакомые нам полочники KEF LS-50. Несмотря на компактные размеры, эти акустические системы без проблем озвучивали демонстрационную комнату, в которой происходило тестирование, выдавая неожиданно глубокий и плотный бас и рисуя масштабную, но в то же время точную и детальную звуковую панораму (тут стоит вспомнить о студийном бэкграунде данной акустики). Для усиления использовался интегральник Primare I32, который благодаря фирменной технологии цифрового усиления обеспечивает высокую мощность и отличную проработку звуковых деталей.
В качестве цифровых источников в системе использовались еще два компонента Primare – CD-проигрыватель CD-32, с тестом которого именно в связке с интегральником I32 можно познакомиться по ссылке, а также универсальный медиапроигрыватель NP30, который воспроизводил файлы высокого разрешения с флешки.
Теперь об аналоговых источниках. Для воспроизведения винила служил опять же хорошо знакомый нам проигрыватель Thorens TD206 (с тестом аналогичной модели TD209 можно познакомиться по ссылке), оснащенный головкой Thorens TAS267. Это отличный проигрыватель, обеспечивающий максимально достоверное звучание записей на виниле. С магнитофонами все было еще интереснее. По понятным причинам современных образцов найти не удалось, поэтому в систему были включены классические модели – кассетная дека TEAC V-1RX (год выпуска 1982) и легендарный катушечник AKAI GX-636.
TEAC V-1RX – это старшая дека в линейке японской компании 1982-1983 годов. Она оснащена 3 головками (запись, воспроизведение, стирание), 3 моторами, прямым приводом с одним тонвалом, системой шумоподавления Dolby B и DBX Type II. Запись на кассету была произведена на нее же, со студийного «катушечника» Studer.
Akai GX-636 – надежная катушечная дека, сделанная в Японии и прошедшая профилактику и настройку буквально пару месяцев назад. Мечта многих в СССР 70-х и 80-х годов…
Что касается музыки, которая звучала вовремя тестирования, то здесь компания «ММС» продемонстрировала весьма необычный подход. Дело в том, что в структуру компании входит собственная студия звукозаписи «ММС Рекордс», в которой собраны лучшие образцы цифровой, а самое интересное, и аналоговой звукозаписывающей аппаратуры. В прошлом году на студии был записан альбом Инны Субботиной «Забытые песни НЭПа», который был издан как на компакт диске, так и на виниле. Альбом был записан и сведен полностью в аналоге, без использования цифровых технологий. Сигналы с микрофонов от всех инструментов поступали через микшерный 64-канальный пульт Solid State LogicDuality на 24-канальный магнитофон Studer A827. Пульт позволяет работать как в цифровом, так и в полностью аналоговом режимах. При записи данного альбома использовался полностью аналоговый режим. Магнитофон Studer A827 был произведен еще в прошлом веке, а ленты использовались новые, производства компании RMGi. Подробнее о записи альбома «Забытые песни НЭПа» Инны Субботиной можно прочитать в статье "Медовый и аметистовый альбом", опубликованной на нашем портале.
Располагая, таким образом, не только винилом и компакт-диском с данным альбомом, но и мастер-лентой, специалисты «ММС» решили сделать запись на кассету и магнитную ленту для катушечного магнитофон прямо с нее, используя студийный Studer. Цифровая запись высокого разрешения также производилась с мастер-ленты с использованием профессионального оборудования. Итак, к прослушиванию были подготовлены записи на 5 носителях, которые, по сути, были сделаны прямо в студии звукозаписи.
Впечатление
Я не назвал бы себя ярым приверженцем аналогового звука. При оценке качества той или иной системы для меня важны, в первую очередь, такие параметры, как информативность, макро- и микродинамика, качество построения звуковой сцены, баланс частотного диапазона. По всем этим критериям «цифра» в большинстве случаев оставляет аналоговые носители далеко позади.
Демонстрация в MMS Cinema привела к определенному разрыву шаблона. Звучание записи на виниле в этот раз произвело сильнейшее впечатление. Не хочется скатываться к аудиофильским штампам, но винил действительно звучал настолько естественно, что при прослушивании возникали устойчивые ассоциации с живым исполнением. Сцена строилась очень масштабно и точно, бас был четкий и акцентированный, запись звучала в меру динамично и детально, но в то же время тепло и естественно, без гипертрофированной аналитичности.
Воспроизведение с катушечного магнитофона также оставило приятные эмоции, но, на мой взгляд, все же уступало винилу. С формальной точки зрения здесь также все было очень хорошо, но ощущения живого выступления уже не было. Это впечатление подтвердил и Тимур Долотказин – генеральный директор компании «ММС», который, кстати, и занимался записью альбома Инны Субботиной.
Кассетная дека, к сожалению, не смогла проявить себя в данном тестировании. При воспроизведении стали очевидны технические проблемы то ли с самой декой, то ли с кассетой, на которую производилась запись.
Что касается цифровых источников, то здесь более предпочтительным показалось звучание медиапроигрывателя, воспроизводящего «хайрезы» с флешки. Если говорить об ощущениях, то винил, на мой взягляд, выступил более сильно – звучание показалось более живым и эмоциональным, а вот между катушечным магнитофоном и медиаплеером я бы выбрал медиаплеер.
Компакт-диск прозвучал ожидаемо хорошо и, в принципе, очень близко к цифровым записям высокого разрешения, но все же, буквально на уровне нюансов, уступил им.
Мы благодарны компании «ММС» за прекрасную возможность освежить в памяти, что такое компактная кассета и магнитофонная катушка и понять, как они звучат в сравнении с современными цифровыми носителями. Опыт оказался весьма интересным, а выводы – неожиданными. Представители компании «ММС» сообщили, что хотят сделать подобные «дни открытых дверей», рассчитанные на широкую аудиторию, регулярными и в следующий раз обязательно придумают не менее интересный повод для того, чтобы собрать у себя в гостях людей, неравнодушных к качественному звуку и аппаратуре для его воспроизведения. Следите за нашими анонсами!
Подписка на рассылку
Подписка на новости в Facebook