Медовый и аметистовый альбом
4 августа 2016 в московском салоне Нота+ состоялась презентация нового альбома Инны Субботиной "Забытые песни НЭПа", записанного на студии MMS Records и выпущенного ограниченным тиражом 520 пластинок.
Альбом был записан и сведен в студии MMS Records полностью в аналоге, без использования цифровых технологий. Это стало возможным благодаря уникальному оборудованию, которое удалось собрать в студии. Начиная с 1990-х годов в студии MMS Records стали появляться раритетные модели оборудования для аналоговой записи, которые приобретались за рубежом у компаний, испытывавших различные затруднения из-за нашествия цифровых технологий.
Идея записать альбом в полностью аналоговом формате была навеяна самим духом альбома, который отсылает нас к 20-м годам прошлого века, ко временам НЭПа, когда цифровых технологий не было еще даже в самых смелых фантазиях.
Рассказ об истории создания альбома и технических аспектах его записи
Процедура записи альбома была достаточно интересной. Суммарно по времени весь процесс занял 3 недели. Альбом записывали поэтапно, но для сохранения целостной картины и залихватского духа всех музыкантов записывали одновременно. В этом и состояла основная проблема. Дело в том, что каждый инструмент имеет свою громкость, поэтому нельзя было писать их всех в одном помещении. Например, баян нельзя было ставить рядом с гитарой, так как она звучит тише.
В результате музыкантов рассаживали по разным комнатам: отдельно барабанщика, баяниста, контрабасиста, гитариста и, конечно, исполнительницу вокальных партий. Все используемые инструменты – полностью акустические и записывались через микрофоны, к которым тянули провода.
Еще одна сложность работы при записи полностью в аналоговом формате заключается в том, что при возникновении ошибки приходилось снова записывать трек полностью. При цифровой записи все делается проще – можно переписать всего лишь фрагмент.
Вокал Инны после тестирования разных моделей записывался через легендарный уникальный микрофон RCA44 образца 1942 года – это первая ленточная модель с высокой чувствительностью и широким частотным диапазоном. В то время этот микрофон был практически единственным, признанным профессионалами и использовался практически везде – на радиостанциях, студиях и т.д. Этим микрофоном пользовались Элвис Пресли, Фрэнк Синатра и многие другие.
Акустический рояль Yamaha С3 записывался при помощи 2х микрофонов DPA4041, которые устанавливали близко к струнам.
Сигналы с микрофонов от всех инструментов поступали через микшерный 64-канальный пульт Solid State LogicDuality на 24-канальный магнитофон Studer A827. Пульт позволяет работать как в цифровом, так и в полностью аналоговом режимах. При записи данного альбома использовался полностью аналоговый режим.
Магнитофон Studer A827 был произведен еще в прошлом веке, а ленты использовались новые, производства компании RMGi. RMGi - та самая компания, которая выкупила производственные мощности во Франции, на которых выпускали пленки BASF и Agfa.
После того, как запись была сделана, через микшерный пульт и с использованием старых добрых аналоговых компрессоров, ее сводили на магнитофон.
Например, при сведении вокала использовался легендарный компрессор Fairchild 670, 1950х годов выпуска. Эквализация производилась полностью с микшерного пульта. Сведенную фонограмму записывали на полудюймовую ленту на скорости 15 дюймов в секунду.
В итоге получилось две мастер-ленты, которые были переданы в американскую компанию, нарезавшую лаковые мастер диски. Стоит отметить, что прослушивание лаковых мастер дисков является непростой задачей, так как они требуют особых настроек винилового проигрывателя. После очередного прослушивания мастер дисков, обнаруживались определенные артефакты в звучании. Но в итоге, с третьей попытки, мастер диски были одобрены. Затем лаковые мастер диски были переданы на завод по производству виниловых дисков, где была произведена тестовая партия из 10 пластинок. После подтверждения качества тестовой партии, альбом был отправлен в тираж и напечатан на 180 г виниле там же в США.
Также предлагаем познакомиться с фрагментами интервью Инны Субботиной, любезно ответившей на наши вопросы:
Инна, прежде всего, разрешите поздравить Вас с выходом нового винилового альбома. Расскажите, какие в него вошли песни?
Инна Субботина: Спасибо! Выход альбома - это всегда праздник для артиста. Но если альбом выходит на виниле, это – сказочный фейерверк, ни с чем не сравнимое ощущение... "Забытые песни НЭПа" - серьезная и большая работа, он возвращает к жизни забытые шлягеры начала прошлого века, в него вошли несколько моих авторских песен - посвящений ушедшей эпохе.
Скажите, почему вы решили записать альбом именно на виниле?
Инна Субботина: Конечно, это другой звук, другое наполнение. Только такое звучание может приблизить нас к прошлому.
Почему для записи альбома Вы выбрали именно студию MMS Records?
Инна Субботина: У меня не было выбора. Я не знаю другой студии в Москве, которая имеет такие возможности аналоговой записи, как MMS Records. Работать с такой командой - это честь для исполнителя.
Скажите, у вас есть любимая песня на этом альбоме?
Инна Субботина: Нет, такой песни нет. Хотя, когда исполняешь и (или) записываешь песню - в этот момент она самая лучшая и самая любимая.
Как Вы считаете, какому слушателю будет интересен этот альбом?
Инна Субботина: У альбома нет возрастных, статусных или каких-либо других ограничений. В наше время благодаря компьютерным технологиям очень часто музыку и слова сочиняют и записывают, как складывают кубики. Песни получаются выхолощенными, мертвыми, а голоса и музыкальное сопровождение - нарисованным, кукольным... Жизнь понарошку...
Вы знаете, это удивительно, но нам есть чему учиться у прошлого!
Альбом "Забытые песни НЭПа" интересен своими ничем не прикрытыми эмоциями, своей настоящестью, тем, чего сейчас катастрофически не хватает. Поэтому кто-то его не воспримет совсем, но те, кто откроет для себя эту музыку, полюбит ее навсегда.