Александр Сиволап, SHARP. О сетевом контенте и других аспектах современных TV
Ситуация на рынке телевизоров меняется очень быстро. Производители постоянно разрабатывают и внедряют новые технологии, призванные увеличить разрешение изображения, улучшить цветопередачу, расширить возможности по получению и воспроизведению разнообразного контента. Для того, чтобы дать нашим читателям максимально полную картину происходящего на российском рынке телевизоров, онлайн-журнал AVREPORT.ru публикует серию интервью с представителями всех ведущих производителей, представленных в нашей стране.
Нашим первым собеседником стал Александр Сиволап – менеджер по маркетингу продукции AV компании SHARP Electronics Russia.
AVREPORT.ru: Александр, прежде всего просим Вас кратко прокомментировать ситуацию на рынке телевизоров, которая сложилась в России в конце 2014 года.
Александр Сиволап: Если коротко, то по моему мнению, нас всех ожидает очень непростое время. Ажиотажный спрос в конце декабря – очень кратковременный. Ситуация же с курсом рубля может реально привести к тому, что полки в магазинах электроники превратятся в витрины музеев, на которых в качестве экспонатов будут стоять телевизоры, подорожавшие в полтора-два раза.
AVREPORT.ru: Давайте, чтобы немного отвлечься от грустных экономических перспектив, поговорим о технологиях. Можете ли Вы рассказать о ситуации с технологиями производства матриц?
Александр Сиволап: На сегодняшний день ЖК-технология является доминирующей. Благодаря колоссальным объемам выпуска производителям удалось очень сильно снизить стоимость ЖК-панелей. Отметим, что, несмотря на заметные достижения некоторых производителей в плане разработки и выпуска органических панелей, они все еще проигрывают традиционным LCD-панелям по соотношению качество/цена. Есть несколько основных компаний, производящих ЖК-панели. Если говорить о нашей компании, то SHARP построил сначала завод 6 поколения, затем завод 8 поколения, а когда разразился кризис 2008 года, SHARP занимался строительством завода 10 поколения. Это была рискованная инвестиция, рассчитанная на дальнейший рост рынка и бескризисное развитие мировой экономики. Несмотря ни на что, SHARP все же открыл этот завод в 2009 году, при этом надо отметить, что заводов этого поколения нет больше ни у кого из конкурентов. Кстати, поколение завода определяет, в том числе, и максимальный размер «материнской» панели, которую он может произвести. В частности, на заводе SHARP 10 поколения можно производить «материнские» панели с длиной и шириной более 3 метров. Если раньше все три завода (6, 8 и 10 поколений) работали только на Sharp, то сейчас для того, чтобы обеспечить им полную загрузку, приходится выполнять заказы других производителей, например, на заводе 6 поколения выпускаются дисплеи для iPhone, завод 8 поколения также выпускает дисплеи для смартфонов и планшетов, а завод 10 поколения частично обслуживает запросы компании FOXCONN. Кроме того, около 2% акций компании SHARP принадлежит SAMSUNG, и за счет этого SAMSUNG имеет возможность покупать наши панели. Отмечу, что крупные заводы по производству ЖК панелей располагаются не только в Японии и Корее. Есть крупные тайваньские производители панелей, а также очень интересная ситуация складывается в Китае. Китайское правительство активно инвестирует средства в строительство самых современных заводов по производству ЖК-панелей. К примеру, на заводе компании CSOT, основным владельцем которой является компания TCL, производятся матрицы для ряда компаний, в том числе и для телевизоров SAMSUNG и TCL.
AVREPORT.ru: А что можно сказать про плазменные телевизоры? Окончательно ли они уходят с рынка?
Александр Сиволап: По моему мнению, время плазменных телевизоров прошло безвозвратно. Мы видим, что сначала один из лидеров данного сегмента – компания PIONEER – закрыла производство плазменных панелей. Затем PANASONIC прекратил производство плазменных телевизоров в 2013 году, SAMSUNG – в 2014 году. На самом деле, плазменная технология – достаточно хорошая и имеет ряд преимуществ, но при резком увеличении объемов производства плазменные телевизоры проиграли ЖК-моделям соревнование в себестоимости. Оказалось, что производить ЖК-телевизоры в больших количествах можно гораздо дешевле. Очень показателен случай, который произошел в компании PANASONIC. Когда в компанию пришел новый президент – Казухиро Цуга (Kazuhiro Tsuga) – он решил произвести полный аудит и выявить наименее рентабельные направления деятельности. Одним из таких направлений оказалось производство плазменных телевизоров. Цуга-сан взял один плазменный и один ЖК телевизор к себе домой и тестировал их в течение некоторого времени. После этого он сказал, что хотя плазменные экраны имеют ряд преимуществ перед ЖК экранами, но они не столь велики, чтобы покупатель платил за их наличие более высокую цену. Таким образом, было принято идеологически трудное, но верное с точки зрения бизнеса решение о прекращении производства плазменных панелей.
AVREPORT.ru: Давайте коснемся OLED-технологии? Действительно ли она кардинально лучше, чем все существующее на рынке?
Александр Сиволап: OLED дисплеи имеют целый ряд преимуществ перед ЖК дисплеями: высокую контрастность, углы обзора и очень малое время отклика. Но их компенсируют недостатки: высокая стоимость производства больших дисплеев и небольшой срок службы диодов некоторых цветов. Интересно было смотреть, как SONY, представив в 2008 году 11-дюймовый OLED телевизор, отошла от этой темы именно из-за недостатков технологии, а компания LG Display, наоборот, увидела перспективу в ее развитии и настойчиво продолжает её совершенствовать. Честно говоря, я по-настоящему удивлен успехам компании LG, которая последовательно снижает цену на свои телевизоры с органическими панелями. Если раньше эта цена была запредельно высокой, то сейчас эти телевизоры являются уже более доступными для некоторых категорий покупателей. Интересно также наблюдать за стратегией компании LG. Они готовы продавать свои органические матрицы всем кроме SAMSUNG. В первую очередь, покупателями OLED-матриц LG больших диагоналей стали китайские компании, такие как Changhong, Konka, Skyworth и Haier, которые недавно представили OLED-телевизоры с диагональю 55”. Такая политика позволила LG нарастить объемы выпуска органических панелей и, соответственно, снизить их себестоимость. В 2014 году появилась информация о том, что компании SONY и PANASONIC ведут переговоры с LG Display о закупке OLED панелей для своих телевизоров.
Что касается SHARP, то мы пока не планируем производить OLED-дисплеи, а будем продолжать использовать в производстве телевизоров ЖК панели.
AVREPORT.ru: Есть ли еще перспективные TV-технологии, которые не просто демонстрируют возможности исследовательских департаментов компаний, а обладают реальными преимуществами для потребителей?
Александр Сиволап: Чтобы создать принципиально новую технологию дисплеев, нужно нести большие риски и тратить на разработки огромные деньги. Проще дорабатывать и улучшать ЖК дисплеи. Например, улучшать контрастность, цветовой охват, увеличивать частоту смены кадров. Поэтому в описании новых моделей ЖК телевизоров ведущих производителей стали употребляться термины High Dynamic Range, Wide Color Gamut, Quantum Dots, High Frame Rate.
Ранее с рынка ушли громоздкие проекционные телевизоры. Сейчас вижу, как на выставках LG показывает “100-inch Laser TV”, основой которого является проектор, расположенный внизу под висящим на стене экраном. Эту идею тут же скопировала китайская компания Hisense, представив свой “100-inch Laser Cinema TV”. Компания Sony на выставке IFA 2014 представила концепт квартиры с использованием пользовательского интерфейса Life Space UX и проекторов Ultra Short Throw. Но непонятно, будут ли такие модели пользоваться существенным спросом. Мы в SHARP считаем, что LCD-дисплеи имеют оптимальное соотношение цена-качество и LCD будет преобладающей технологией ближайшие 5-10 лет.
AVREPORT.ru: Давайте поговорим немного на безумно популярную какое-то время назад тему 3D. Является ли 3D реально полезной технологией в домашних TV или скорее маркетинговым инструментом? Часто ли реальные потребители используют эту функцию в своих телевизорах? Что можете сказать о развитии «безочковой» 3D-технологии?
Александр Сиволап: В 2010 году 3D-технология испытала своеобразное новое рождение, поскольку все производители бытовой аппаратуры дружно ринулись в производство 3D телевизоров. Думаю, что лучшая реализация активной 3D-технологии получилась у компании PANASONIC. Впрочем, по прошествии некоторого времени вдруг оказалось, что 3D-технология в бытовых телевизорах вовсе не так уж и необходима. Возможно, из-за того, что носить очки не очень удобно. А может быть потому, что ощущения от просмотра 3D-кинофильма на телевизоре оказались не такими сильными, как ожидали потребители. Впрочем, надо признать, что до сих пор покупатели телевизоров интересуются 3D технологией. Они звонят нам, задают вопросы по поддержке и использованию 3D, спрашивают, где можно купить очки и какие из них подойдут к нашим телевизорам. Если говорить о 3D видеоконтенте, то он сейчас достаточно доступен, но все же, 3D – это не та функция, которая необходима всем потребителям. Гораздо большее значение современные потребители придают смарт-функциям телевизоров, а также возможности воспроизведения видео высокого разрешения Ultra HD или 4K.
Отмечу также технологию Dolby 3D, которая позволяет увидеть 3-мерную картинку без очков. SHARP показал ее на выставке CES-2014 в Лас-Вегасе на 85-дюймовой 8К-панели. В принципе, увеличение разрешения телевизионного экрана до 4К уже позволяет получить настолько качественное изображение, что зритель начинает воспринимать его объемным. Добавление же соответствующих алгоритмов компании Dolby позволяет еще больше усилить ощущение присутствия. Что касается дальнейших перспектив развития безочковой 3D-технологии, то лично я сомневаюсь в том, что 3D-технология вообще нужна. Вернее, я знаю всего лишь несколько фильмов (включая «Аватар»), где 3-мерное изображение приводит к реально ощутимым визуальным эффектам. В большинстве же случаев гораздо более важными являются высокое разрешение, корректная передача цветов, высокая контрастность.
AVREPORT.ru: Прокомментируйте пожалуйста ситуацию с трендом бурного развития 4К (Ultra HD) телевизоров. Насколько значительны преимущества 4K телевизоров для потребителя? Что тормозит развитие формата 4K? Какова ситуация с контентом в 4К, на каких устройствах воспроизводить этот контент?
Александр Сиволап: Честно говоря, технология 4К является очень неплохим маркетинговым инструментом. По аналогии с фотоаппаратами, где продавцы могут сказать покупателю об определенном количестве мегапикселей, здесь появляется возможность рассказать о том, что 4К – это «аж в четыре раза больше, чем привычный всем Full HD». Кроме того, продавцами активно эксплуатируется концепция того, что 4К – это «разрешение будущего» и покупка телевизора с меньшим разрешением – это «выкинутые на ветер деньги», поскольку они устареют в самое ближайшее время. Лично я считаю, что преимущества 4К телевизоров становятся заметными только в телевизорах с большими диагоналями (более 50”). В 40- и даже 50-дюймовых моделях в столь высоком разрешении нет особого смысла. Человек сидит перед телевизором на расстоянии около 3 метров, и с такого расстояния разница между 40 дюймовыми Full HD и 4К телевизорами будет практически незаметна.
UV2A (UltraViolet-induced multidomain Vertical Alignment) – это шарповская патентованная технология фотовыравнивания, пришедшая на смену технологии ASV (Advanced SuperView), которая позволяет регулировать угол наклона молекул жидких кристаллов размером всего в два нанометра с точностью, измеряемой в пикометрах Технология UV2A позволила создать ЖК панели, пропускающие на 20% больше света. Такие панели имеют высокую статическую контрастность 5000:1, что на 60% выше контрастности традиционных ЖК панелей. Все ЖК дисплеи, производимые на заводе 10-го поколения в г. Сакай, используют технологию UV2A.
Quattron Pro. ЖК панель с технологией Quattron Pro, имеет 16 миллионов сабпикселей. Это в 2 раза больше, чем число сабпикселей на панелях Quattron (RGBY) или более чем в 2,5 раза больше, чем на панелях RGB FULL HD. Технология Quattron Pro благодаря возможности раздельно управлять каждой половиной любого из четырех сабпикселей RGBY (красный, зеленый, синий и желтый), позволяет показать на Full HD экране изображение с разрешением 4K (2160p). Технологию Quattron Pro мы применили в телевизорах серии PRO10R.
Rich Color Display. Эту технологию мы используем в ЖК телевизорах серии UHD80R с разрешением 4K UHD. Применение нового состава фосфора в системе светодиодной подсветки позволило на 21% увеличить цветовое пространство (colour gamut) за счет большего количества оттенков красного и зелёного. Параметры такого пространства приблизились к требованиям стандарта “Digital Cinema Initiative” (DCI). Их можно технически описать как 121% BT709, 106% NTSC, 96% DCI или 70% BT2020.
Также отмечу представленные недавно компанией Sharp дисплеи произвольной формы (Free-Form Display), использующие для управления оксидные полупроводники IGZO (Indium Gallium Zinc Oxide). Такие дисплеи найдут применение в автомобилях.
В настоящее время очень трудно иметь долговременные преимущества перед конкурентами. Отмечу два таких преимущества компании Sharp:
• Три завода в Японии (6-го, 8-го и 10-го поколения), производящие ЖК панели с диагональю от 5 до 120 дюймов, которые используются в смартфонах Sharp AQUOS Crystal, Apple iPhone, планшетах, ноутбуках, телевизорах и профессиональных дисплеях. Наши конкуренты имеют заводы по производству дисплеев максимально 8,5 поколения.
• 3 года гарантии на ЖК телевизоры в России предоставляет только компания Sharp.