Жилин: упоение джазом
Один из самых популярных джазменов России – Сергей Жилин - практически закрыт для общения с прессой. Во всемирной паутине можно найти всего несколько маленьких интервью и официальную биографию. С чем это связано? Возможно, с невероятной востребованность и загруженностью этого слегка саркастичного, но невероятно влюбленного в джаз человека. Трудоголик, не терпящий халатности и равнодушия к музыке, на сцене Сергей много шутит и буквально искрится энергией. Когда приходишь на концерт его коллектива «Фонограф», невозможно просто сидеть на кресле, хочется действовать, куда-то бежать, что-то творить! Вот и мы не остались равнодушными, уговорив Сергея дать интервью на тему звука нашему онлайн-журналу AVREPORT.ru…
По традиции, для начала стоит немного окунуться в биографию джазмена. Рожденный в Москве в 1966 году, Сергей достаточно рано окунулся в мир музыки (учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории), параллельно занимаясь авиамоделированием и футболом. Но первоначально Сергей больше тяготел к классической музыке: Григ, Свиридов, Гайдн… Однако в старших классах он впервые обратился к джазу, когда юному пианисту подарили пластинку «Ленинградского диксиленда». После были многочисленные коллективы ВИА и, как это ни странно звучит, - диплом техникума по специальности «Электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов»!
Затем был концерт Раймонда Паулса, где Сергей услышал регтайм Скотта Джоплина, исполненный на двух роялях. Это было настолько ярко и захватывающе, что Сергей, раздобыв ноты, предназначенные для начинающих пианистов, решил играть регтаймы в одиночку. Бесконечно усложняя произведения, юный пианист пребывал в убеждении, что он «нереально крут» (собственные слова Сергея Жилина). Поэтому следующий шаг – организация джазового коллектива «Фонограф» прошла уже естественно и без задержек. На данный момент коллектив «Фонографа» существенно разросся и включает в себя: «Фонограф-Джаз-Трио», «Фонограф-Джаз-Квартет», «Фонограф-Джаз-Квинтет», «Фонограф-Джаз-Секстет», «Фонограф-Дикси-Бэнд», «Фонограф-Джаз-Бэнд», «Фонограф-Биг-Бэнд», «Фонограф-Симфо-Джаз». А Сергей Жилин стал не только известным пианистом, композитором, аранжировщиком и дирижером, но и получил в 2005 году звание Заслуженного артиста России.
Без коллектива «Фонограф» не обходятся такие рейтинговые программы, как «Голос» и «Две звезды». При этом «Фонограф» в разных составах много гастролирует и принимает участие в правительственных мероприятиях (дни культуры России, саммит большой двадцатки и т.д.). Но «Фонограф» - это не только джазовый коллектив, но и «холдинг», в который входит студия звукозаписи, компания по проведению праздников и мероприятий/концертов, компания по аренде и установке светового и музыкально оборудования…
AVREPORT.ru: Добрый день, Сергей. Спасибо, что в своем чрезвычайно загруженном графике выбрали время для общения с нашим изданием.
ЖИЛИН: Здравствуйте, действительно времени катастрофически мало. Сейчас идет активная фаза записи второго сезона программы «Голос», а это по 12-13 часов работы… Не подумайте, что я жалуюсь, нам понравилось участие в прошлом сезоне. Там очень хорошая, профессиональная команда! Все четко и выверено. Мне как руководителю такой подход импонирует.
AVREPORT.ru: А кроме «Голоса», что в жизни коллектива происходит?
ЖИЛИН: Ну, самым большим событием для нас в октябре является юбилейный концерт «Фонограф-Симфо-Джаз» в Государственном Кремлевском Дворце, который состоится 23 октября. В концерте примут участие как мэтры нашей эстрады: Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Владимир Пресняков младший, Александр Маршал, Ольга Кормухина, Сосо Павлиашвили, так и молодые знаменитые артисты из проекта «Голос»: Севара Назархан, Анастасия Спиридонова и Методие Бужор. Конечно, не обойдется и без цвета российского джаза, например будет Игорь Бриль, Борис Фрумкин, Анатолий Кролл… В общем, будет на кого посмотреть и что послушать.
AVREPORT.ru: При столь разнообразных исполнителях, каков же будет репертуар данного концерта?
ЖИЛИН: Конечно, во главе угла джаз! Но будет и рок, и качественная поп-музыка, и романсы, и авторская песня…да, много чего будет, долго рассказывать, лучше приходите сами на концерт посмотрите, послушайте и оцените.
AVREPORT.ru: Ок, тогда давайте поговорим о более прозаичных вещах. Например, Вы сами слушаете музыку дома?
ЖИЛИН: В основном я ее слушаю на работе, дома я провожу очень мало времени.
AVREPORT.ru: То есть коллекции винила (более 100 пластинок) и CD (две огромных стойки от пола до потолка), находящиеся в Вашем кабинете – это практически вся Ваша фонотека?
ЖИЛИН: Ну, в общем-то, да. Дома только самое-самое любимое.
AVREPORT.ru: А что у Вас в коллекции, джаз?
ЖИЛИН: Безусловно, джаз – доминирует, есть: jazz-rock, cool jazz, диксиленд, mainstream, fusion, jazz-funk, swing… В общем-то, все направления. Много классической музыки, есть фолк, и так по мелочи из разных других стилей.
AVREPORT.ru: Если не секрет, то когда начали собирать свою фонотеку?
ЖИЛИН: О.. Собирать начал давно, еще со школы. Тогда я пошел работать лаборантом на полставки, где-то в 16-17 лет – в старших классах, и получал что-то типа 40 рублей. Так вот, почти всю свою зарплату тратил на пластинки.
AVREPORT.ru: И каким же был Ваш первый проигрыватель?
ЖИЛИН: Если память не изменяет, то «Вега» - проигрыватель винила. Кассетных не было…
AVREPORT.ru: Закономерный вопрос, а что сейчас стоит дома?
ЖИЛИН: У меня и дома, да и на работе стоит аппаратура ALEKS, которая не только придумывается, но и собирается здесь в России.
AVREPORT.ru: Чем был обусловлен выбор именно этой аппаратуры? Что привлекло Ваше внимание к ней?
ЖИЛИН: История, возможно, кому-то покажется банальной… Я был на Hi-Fi выставке, где и познакомился с создателем этой акустики Александром Ян-Беляевским. Он настолько зажигательно рассказывал о своем детище, что привлек мое внимание. Больше скажу, тут недавно был день рождения у Иосифа Давидовича Кобзона. Вот что ему подарить? Человек практически всего добился в жизни, все у него есть… Дарить картины или ювелирные украшения, как многие это делают, я посчитал неинтересным. Поэтому мы с Александром собрали ему небольшую систему (две колонки, усилитель и проигрыватель). Иосиф Давидович остался доволен… Вы не подумайте чего, я не навязываю свое мнение, мне нравится эта техника и акустика, кому-то другая. Здесь не только «уши» важны, но и личные симпатии, антипатии.
AVREPORT.ru: Можно ли Вас назвать после посещения выставок и близкого знакомства с одним из производителей Hi-Fi аппаратуры - аудиофилом?
ЖИЛИН: Ну, я бы так себя «громко» не назвал))) Я просто люблю слушать качественную музыку.
AVREPORT.ru: Насколько при этом для Вас важно сколько каналов у системы, на которой Вы прослушиваете музыку?
ЖИЛИН: Совсем не важно. Для меня главное, чтобы и низкие, и средние и высокие частоты были одинаково хорошо слышны. А многоканальная система или стерео – без особой разницы.
AVREPORT.ru: Если со звуком все более или менее понятно, хотелось перейти к видео. Дома смотрите фильмы, на чем? Возможно, предпочитаете кинотеатры, где звук «помощнее»…
ЖИЛИН: Ходить по кинотеатрам времени нет – это факт. Поэтому кинофильмы смотрю дома на телевизоре Panasonic с диагональю то ли 45, то ли 50 дюймов (в принципе такой же у меня стоит в офисе и вы его можете видеть), плюс колонки, но это не ДК. Система 2+1.
AVREPORT.ru: И завершающий вопрос. Если говорить о Вашем творчестве (репертуаре), то какие качества аудиоаппаратуры особенно важны для полноценной передачи музыкального замысла?
ЖИЛИН: Я говорил уже раньше в отношении себя, и то же самое посоветую слушателям джаза. Я за равномерный частотный диапазон. Хотя реалистичное воспроизведение вокала тоже важно. С другой стороны, если это концертные записи, то качество построения звуковой сцены должно быть на уровне. В общем, не знаю, хочется пожелать чего-то совершенного!
AVREPORT.ru: Спасибо за разговор и удачи на юбилейном концерте.
ЖИЛИН: Спасибо, будем стараться.