KEF R50 – акустические системы для Dolby Atmos
В последние десятилетия концепция окружающего звука в кино и музыке эволюционировала за счет добавления все новых и новых каналов: центрального, задних и боковых. Затем в звуке появилось третье измерение – высота, которая создавалась с помощью нескольких верхних каналов, реализованных в декодерах трехмерного звука Dolby Pro Logic IIz, Audyssey DSX и DTS Neo:X. Декодеры не обязательно нуждались в специальных записях, благодаря продвинутым математическим алгоритмам, они могли раскладывать до трехмерного звука записи 5.1, 7.1 или даже обычное стерео.
На современном этапе развитие трехмерного звука связано с двумя новейшими форматами Dolby Atmos и Auro-3D, которые также работают с верхними каналами, но обеспечивают лучшее качество звучания, гибкость и новые возможности. Технологию Auro-3D мы уже представляли читателям в недавней статье, посвященной AV-процессорам Storm Audio (ссылка), а теперь – спасибо новым акустическим системам KEF R50 – у нас появился отличный повод рассказать подробнее о Dolby Atmos.
Знакомьтесь, Dolby Atmos

Dolby Atmos – не просто еще один формат трехмерного звука, включающий информацию о вертикальном положении источников. Особенность Dolby Atmos состоит в революционном подходе, отвязывающем технологии записи звука от каналов. До недавнего времени звукоинженеры при микшировании многоканальных записей заботились не о точном расположении источников звука, а о его привязке к одному или нескольким каналам, опираясь на общепринятые конфигурации в размещении колонок. Недаром во всех руководствах по традиционным ДК приводятся оптимальные углы направлений колонок на слушателей. Подход Dolby Atmos ориентирован не на позиции и количество колонок в помещении, это первый домашний формат, основанный на объектах, под которыми понимаются любые источники звука в записи. При этом конфигурация акустических систем в ДК имеет второстепенное значение, процессор Dolby Atmos по расстановке колонок в комнате сам рассчитает, какой сигнал куда подавать, чтобы получившаяся панорама окружающего звука соответствовала задумкам звукорежиссера. Благодаря объектно-ориентированному подходу технология Dolby Atmos обеспечивает большую точность в воспроизведении пространственных звуковых эффектов. Теперь у зрителя не будет сомнений, откуда пришел звук, особенно заметным преимущество нового формата будет при отображении движущихся объектов.
В профессиональной реализации Dolby Atmos может обращаться со 128 звуковыми дорожками (каждая дорожка – отдельный объект), разводя их на 64 канала, которые в идеале в больших кинозалах могут воспроизводиться обособленными колонками. Для домашнего использования Dolby разработала упрощенную версию Atmos, в максимальном составе оперирующую 34 каналами в конфигурации 24.1.10: 24 канала на базовом уровне, 10 верхних каналов и дополнительный низкочастотный канал. Если же говорить о минимальном составе ДК, в котором Atmos может продемонстрировать свои умения: достаточно будет простой конфигурации 5.1.2 с добавлением всего двух каналов верхнего уровня. Разумеется, чем больше колонок включает ДК, тем выше будет разрешение окружающего звука.
Хорошая новость – для воспроизведения фильмов Dolby Atmos не придется покупать новый проигрыватель. Разработчики придумали, как кодировать дополнительную информацию в уже существующие форматы Dolby TrueHD (до 24 бит/96 кГц) или Dolby Digital Plus (с дискретизацией 48 кГц), распространяя записи на обычных Blu-ray дисках или как потоковое видео. Для передачи сигнала не нужны особые кабели, подойдут те, что поддерживают стандарты HDMI, начиная с версии 1.4. Технология имеет обратную совместимость, то есть фильмы со звуком Dolby Atmos можно будет просматривать на «старом» оборудовании, получая обычный многоканальный звук в формате 5.1, 7.1 и т.д., в зависимости от конфигурации ДК. Кроме того, в состав Dolby Atmos входит микшер, превращающий в трехмерный звук саундтреки прошлых форматов.
Сегодня Dolby Atmos – уже не экзотика, можно констатировать, что технология получила признание. Ее используют крупнейшие киностудии Голливуда. С 2012-го года, когда состоялась первая презентация формата, выпущено более 100 блокбастеров с фонограммами Atmos и это число очень быстро растет. Декодеры Atmos стали появляться в AV-ресиверах/процессорах известнейших производителей аудио-компонентов: Integra, Onkyo, Pioneer, Yamaha, Trinnov, Datasat. Ряд производителей акустических систем представили специальные громкоговорители для озвучивания многоканальных фонограмм Dolby Atmos.
Акустические системы для Dolby Atmos
Напоминая о гибкости технологии, заметим, что верхние колонки не обязательно подвешивать на потолок, их можно разместить на стене над фронтальными каналами. Однако есть и третья возможность. Если потолок имеет ровную поверхность, сделан из бетона, дерева или покрыт штукатуркой, звук можно отражать от него, располагая колонки внизу. Опыт Dolby показывает, что в стандартных комнатах высотой 2.3-2.7 метров, отражение звука от потолка будет давать качественную трехмерную панораму. Более того, если в комнате невысокие потолки, представление верхних каналов с помощью отраженного звука будет даже предпочтительным, так как даст реалистичный слегка рассеянный звук. Потолочные колонки в этих ситуациях будут располагаться слишком близко к зрителю, вызывая нежелательную локализацию громкоговорителей. Отражательный метод можно применять вплоть до высоты потолка в 4.3 м. лишь с незначительной потерей точности звучания. При необходимости технология Atmos позволяет любую удобную владельцу ДК комбинацию верхних каналов: состоящую из потолочных, настенных или же работающих на отражении звука.
Группа специальных колонок для Dolby Atmos подразделяется на два типа. Это могут быть громкоговорители «два в одном», оснащенные двумя наборами излучателей и входных клемм. Фронтальные динамики колонок озвучивают канал нижнего уровня, а верхние, направленные под углом, воспроизводят соответствующий «потолочный» канал. Вероятно, выбор колонок первого типа оправдан, если строится совершенно новый ДК под Dolby Atmos. Но что делать людям, у которых уже есть домашний кинотеатр и новые колонки им не нужны. В этом случае мы рекомендуем присмотреться к колонкам другого типа: сателлитам, устанавливаемым на колонки каналов нижнего уровня. Как раз к этому типу относятся акустические системы британской компании KEF, модели R50.
KEF всегда оказывается на передовой, когда дело касается инноваций в мире аудио. И пройти мимо набирающего вес и популярность формата Dolby Atmos британцы не могли никак. Модели R50 – одни из первых в мире среди акустических систем, предназначенных для Dolby Atmos. Сателлиты имеют закрытый корпус, отделанный черным рояльным лаком. Скошенная верхняя панель колонок укомплектована фирменным коинцидентным драйвером Uni-Q (ссылка на статью), за счет чего получаем 2-полосную конструкцию в компактном кабинете. Модуль Uni-Q, используемый в R50, ведет свою родословную от флагманских акустических систем High-End класса KEF Concept Blade. Он оснащен 25-мм твитером с алюминиевым куполом и рассекателем Tangerine, и 130-мм мид-басовым динамиком с алюминиевой мембраной. Сателлиты тонально согласованы с колонками серии R, а также новейшей линейкой Reference 2014-го года, в дизайне корпусов которой так кстати появилась плоская верхняя панель.