ВХОД НА САЙТ

Видеомикшер RGBLink Mini - находка для стримеров, журналистов и блогеров

Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными...

Видеообзор Logitech Rally

В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого...

Видеообзор креплений Wize

Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это...

MSR Acoustics – борцы за здоровую акустику помещений

Увеличить

 

Важность вопроса об акустике помещения, в котором установлена ваша аудиосистема, не стоит недооценивать. Можно приобрести компоненты и акустические системы Top-End класса, поставить их в неудачную, плохо подготовленную комнату, изобилующую резонансами, и «убить» звучание до абсолютно посредственного уровня, удивляясь, как же так… пресса восхваляет, в салоне во время демонстрации аудиосистема звучала божественно, а дома великолепие куда-то пропало. Что за мистика? И, наоборот, в хорошем помещении при удачном выборе позиций колонок даже бюджетная аудиосистема зазвучит музыкально, доставляя слушателям массу позитивных впечатлений.

Увеличить

 

Проблемы звука в помещениях

Правильное позиционирование акустических систем в зависимости от их конструкции и геометрии комнаты прослушивания – это отдельная наука, но что делать с самим помещением. Конечно, наилучшим и самым экстремальным вариантом было бы построение специальной комнаты прослушивания. Однако чаще всего этот вариант владельцу аудиосистемы оказывается недоступен, и приходится пользоваться тем помещением, что есть, со всеми его особенностями.

Основная проблема помещений – их собственные резонансы, влияние которых усугубляется при наличии параллельных стен, кратных размеров и небольшого объема комнат. К сожалению, перечисленные условия нельзя назвать редкими, они – скорее правило. Из-за границ и интерференции звука в комнате возникают стоячие волны – регулярные области звукового поля с повышенным или пониженным давлением. Сами по себе стоячие волны не беда, в больших помещениях и комнатах с чуть скошенными стенами, полом и потолком резонансы тоже есть, но они более или менее равномерно распределены по частотному спектру. В комнатах с плохой акустикой резонансы в нижней половине частотного спектра собираются в группы, делая разницу между пиками и впадинами звукового давления очень значительной – до нескольких десятков децибел. Надо ли говорить, какое влияние подобные резонансы будут оказывать на звучание аудиосистемы? Иногда влияние стоячих волн на звук аудиосистемы удается сгладить простой сменой места прослушивания, но это только в удачном случае.

Другая проблема параллельных стенок проявляется, когда их поверхности хорошо отражают звук. Гуляя от стены к стене и обратно, он слышится как длинное, медленно затухающее дрожание, его еще называют флаттером или порхающим эхом. Третья проблема – ранние отражения звука от боковых стен, пола и потолка. Такие отражения, смешиваясь с прямым излучением громкоговорителей, но отставая от него по фазе, будут размывать детали и окрашивать звучание аудиосистемы. Эффект будет тем заметнее, чем хуже однородность углового излучения колонок. Поэтому так ценятся акустические системы с хорошим контролем звучания по вертикали (узконаправленные), но широким и равномерным излучением по горизонтали. Они дают меньше отражений от пола и потолка, а отражения от боковых стен не меняют слышимый тональный баланс. Узконаправленные по всем сторонам колонки – тоже выход, но тогда мы получим аудиосистему с очень маленькой зоной качественного прослушивания: шаг влево, шаг вправо – и музыкальная сцена рассыпается.

Еще один момент, который не стоит упускать из вида – реверберации звука в помещении. Реверберациями называются поздние отражения, постепенно затухающие звуковые хвосты. Оставим в стороне вопрос плохо заглушенных по верхним и средним частотам, «стеклянных» комнат, совершенно неприспособленных для прослушивания. А коснемся распространенного случая, когда реверберации затухают неравномерно по частотам. Например, в комнатах с обилием ковров, мягкой мебелью и шторами легко может сложиться ситуация, когда верх будет заглушен хорошо, а низ – нет. Прослушивание басовитых колонок в такой комнате сразу выявит утяжеленный, замедленный и довлеющий над другими диапазонами низ.

 

Выход есть

А теперь – хорошие новости. Практически все перечисленные проблемы можно решить или хотя бы довести их до приемлемого состояния (вариант покупки/постройки нового дома мы предлагать не будем). Победить плохую акустику помещения можно двумя способами: первый, радикальный связан с использованием цифровых процессоров с программами амплитудной и фазовой коррекции звука. Второй метод основан на грамотной акустической обработке помещения с применением рассеивателей, поглотителей звука и специальных басовых «ловушек». Оба метода дают хорошие результаты, но практика показывает, что в сложных случаях лучше всего срабатывает комбинированный подход. Чтобы процессор сработал оптимально, нужно облегчить ему жизнь, хотя бы минимально подготовив помещение. Тем более что акустическая обработка не требует серьезных усилий и перестройки комнаты. Достаточно будет перекрыть поглотителями/рессеивателями звука части стен и потолка в местах первых отражений, в углах установить басовые «ловушки» – уже это поможет значительно улучшить акустические свойства комнаты. Данный материал мы посвятим способам пассивной коррекции звука в помещении, которые предлагает американская компания MSR Acoustics.

 

Представление MSR Acoustics

Увеличить
Энтони Гримани
Кит Олсен

MSR (Media Specialty Resources) Acoustics базируется в городке Новато (Novato) на севере штата Калифорния. Компания была основана в 2003 году Энтони Гримани (Anthony Grimani) и Китом Олсеном (Keith Olsen). Президент компании Энтони Гримани уже 28 лет связан со звуком как аудио-инженер, акустик и музыкант, на его счету 6 патентов, несколько сотен реализованных проектов студий, кинотеатров и т.д., многолетняя работа в престижных лабораториях Dolby и THX. Кит Олсен – именитый продюсер и инженер звукозаписи, за 40 лет успешной карьеры он выпустил 125 альбомов, 6 из которых завоевали Grammy. Кит работал со многими известнейшими музыкантами в их числе: Fleetwood Mac, Rick Springfield, Grateful Dead, Starship, Santana, Ozzy Osbourne, Scorpions, Whitesnake. Идея создать собственную компанию пришла к Энтони и Киту во время акустической калибровки собственной студии Олсена. Для того чтобы студия соответствовала всем спецификациям THX для микширования многоканального звука, друзьям пришлось разработать акустическую панель StudioPanel, с которой, собственно, и началась история MSR Acoustics.

Увеличить
Один из проектов ДК Энтони Гримани

Сегодня компания предлагает профессиональные решения для звукоизоляции и корректировки акустики в студиях, домашних кинотеатрах, ресторанах, отелях и других коммерческих помещениях. Сильной стороной MSR Acoustics является применение собственных разработок и запатентованных звукопоглощающих материалов, а также системность подходов, когда пользователю предлагается уже готовое решение под задачу и размер конкретного помещения, не требующее при этом сложных акустических расчетов. При этом любые модули из комплектов акустической обработки MSR можно приобрести и отдельно.

 

Решения MSR Acoustics

В этом обзоре мы остановимся только на системах MSR, предназначенных для «домашнего» рынка. В этой нише продуктов MSR выделяется обширное семейство решений Dimension4, составленных из различных комбинаций рассеивателей, поглотителей и ловушек звука, разработанных для домашних кинотеатров разного класса и масштаба. Комплекты улучшают тональный баланс звука, фокусировку панорамы окружающего звука и равномерность звукового поля в зоне, где расположены зрительские места.

Увеличить
Типовой комплект Melody для комнат 30 кв. м. состоит из 6 настенных панелей, 16 клиновидных полос, 4 угловых ловушек и 4 потолочных панелей

Dimension4 Melody: система бюджетного уровня в четырех вариантах для ДК площадью от 15 до 60 кв. м. Система состоит из нескольких модулей: больших матов поглотителей, клиновидных полос поглотителей/рассеивателей, угловых басовых ловушек и подвесных потолочных звукопоглотителей. Все поглотители звука сделаны на основе фирменной минеральной ваты MSR, имеют стекловолоконные каркасы и тканевую обтяжку нескольких цветов. Для примера минимальный комплект Melody 150 включает 3 настенные звукопоглощающие панели, 8 клиновидных полос, 2 угловые ловушки и 2 потолочные панели, а система для больших комнат Melody 600 увеличивает количество панелей каждого типа в 4 раза.

Увеличить
Потолочные и настенные панели Melody
Увеличить
Комплект Harmony для 30-метровой (кв. м.) комнаты: 6 настенных панелей, 8 клиновидных полос, 4 басовые ловушки и 4 потолочные панели

Dimension4 Harmony: комплект в четырех вариантах для ДК эконом-класса площадью от 15 до 60 кв. м. В комплект входят угловые басовые ловушки, потолочные панели, а также настенные звукопоглотители и поглотители/рассеиватели, сделанные из композитов и обернутые тканью. В минимальной конфигурации система Harmony состоит из 3 настенных панелей, 4 клиновидных полос, 2 басовых ловушек и 2 потолочных панелей, в максимальной комплектации состав системы увеличивается в 4 раза.

Увеличить
Комплект Sonata для комнат 35 кв. м.: 8 плоских панелей, 1 плоский басовый уловитель, 4 угловые ловушки, 3 потолочные панели, 14 3D- и 6 2D-рассеивателей

Dimension4 Sonata: этот комплект можно назвать «рабочей лошадкой» среди всех решений акустической обработки помещений MSR. Сочетая высокую эффективность с приемлемой стоимостью, комплект впускается в шести вариантах по размеру помещений (от 15 до 65 кв. м.) и состоит из 7 акустических модулей. Плоский настенный поглотитель из композита имеет толщину 5 см (или 10 см в версии Sonata Plus) и обтягивается тканью, расцветку которой можно выбрать из нескольких десятков вариантов. Чем панель толще, тем эффективнее она работает на средних частотах. Двумерные рассеивающие панели DC2/4 толщиной 2/4 дюйма, сделанные из легкого синтетического материала, устанавливаются на боковые стены и рассеивают звук от фронтальных колонок в горизонтальной плоскости. Трехмерные рассеивающие панели DR2/6 толщиной 2/6 дюймов также выполнены из легкой синтетики, их можно устанавливать на боковые и задние стены, на потолок.

Увеличить

Басовые ловушки в системах Sonata выпускаются не только в угловом дизайне, есть и плоские уловители для установки в центральную часть стен. Потолочные звукопоглотители уже знакомы нам по комплектам начального уровня. В минимальной конфигурации система Sonata включает 5 плоских панелей, 1 плоский басовый уловитель, 2 угловые ловушки, 2 потолочные панели, 10 3D- и 4 2D-рассеивателей. Максимальная комплектация включает 12 плоских панелей, 2 плоских басовых уловителя, 8 угловых ловушек, 6 потолочных панелей, 26 3D- и 10 2D-рассеивателей.

Увеличить
Комплект Concerto для комнаты 35 кв. м.: по 7 клиновидных звукопоглотителей и рассеивателей, 4 потолочные панели и 3 панели Bazorber

Dimension4 Concerto: система для акустической коррекции ДК класса премиум, выпускается в 6 вариантах для помещений площадью от 15 до 65 кв. м. Системы Concerto собираются из 4 модулей. К потолку подвешиваются плоские звукопоглотители, на стены вешаются клиновидные поглотители со стекловолоконным каркасом, заполненные фирменной минеральной ватой. Настенные диффузоры имеют клиновидную форму с рассеивающими полосками из полистирола. Клиновидные поглотители Bazorber, выполненные из полистирола, представляют собой резонаторы Гельмгольца, настроенные на частотную полосу 100-250 Гц. Самая простая система Concerto включает по 5 клиновидных звукопоглотителей и рассеивателей, 2 потолочные панели и 2 панели Bazorber. В максимальной конфигурации Concerto масштабируется до 10 клиновидных поглотителей и диффузоров, 6 потолочных панелей и 6 панелей Bazorber.

Увеличить
Комплект Symphony для комнаты 35 кв. м.: 16 плоских панелей, 6 панелей Trifuser-S и 8 панелей Trifuser-SA, 6 рассеивателей C-fuser, 4 басовые ловушки и 3 потолочные панели

Dimension4 Symphony: это система акустической коррекции профессионального уровня, удовлетворяющая самым требовательным критериям. Система также выпускается в 6 вариантах для помещений площадью от 15 до 65 кв. м. Symphony собирается из 6 модулей. Плоский звукопоглотитель (AMI/AMB) выпускается в деревянном каркасе с наполнителем из минеральной ваты и тканевой драпировкой фасада. Диффузоры/поглотители Trifuser 3D имеют неординарный внешний вид и собираются из чередующихся, по-разному повернутых, деревянных «домиков», на конструкцию идут экзотические сорта твердой древесины. Панели выпускаются в версиях S и SA с поглощением в разных частотных диапазонах. C-fuser – горизонтальный рассеиватель, сделанный из дерева, дополнительно оснащенный поглотителем на базе резонатора Гельмгольца. Дополняют систему угловые ловушки басов и потолочные панели. В минимальной комплектации Symphony включает 10 плоских панелей, 4 панели Trifuser-S и 6 панелей Trifuser-SA, 4 диффузора C-fuser, 2 басовые ловушки и 2 потолочные панели. Максимальный состав Symphony охватывает 25 плоских панелей, 16 панелей Trifuser-S и 10 панелей Trifuser-SA, 10 диффузоров C-fuser, 8 басовых ловушек и 6 потолочных панелей.

Увеличить
Увеличить
Комплект "Первая помощь аудиофилу"

Dimension4 Audiophile First Aid Kit: название комплекта переводится как «набор первой помощи аудиофилу». Комплект предназначен для референсной акустической обработки помещений под стереосистемы и состоит из 6 панелей Trifuser-SA и двух басовых ловушек SpringTrap. Диффузоры/поглотители попарно устанавливаются на боковые стены в точки первых отражений, оставшаяся пара панелей вешается на потолок чуть позади места прослушивания.

Увеличить
Панель Trifuser
Басовая ловушка SpringTrap

Высококачественная басовая ловушка SpringTrap сглаживает басовый отклик и резонансы помещения в диапазоне 30-100 Гц. Корпус угловой ловушки изготовлен из 9-слойной фанеры, под лицевым грилем скрыта жесткая диафрагма с подвесом из резины по периметру и пружинами с обратной стороны, в корпусе в трех полостях устроены резонаторы Гельмгольца, настроенные на разные диапазоны, набивка выполнена минеральной ватой. Эффективность этой ловушки повышена за счет конструкции с тройным резонатором и дополнительным механическим поглощением энергии басовых волн с помощью мембраны на пружинах.

Увеличить
Картины-звукопоглотители из серии Living Sound

В серии Living Sound компания MSR Acoustics предлагает панели-звукопоглотители, оформленные в виде картин: толщина всего 2.5 см, выбор стиля рамки, репродукции живописи, фотографии, любые изображения на заказ. Таким образом, владелец в «одном флаконе» получает стильный интерьер и качественную акустическую обработку помещения.

 

Эксклюзивный дистрибьютор MSR Acoustics в России - фирма "A.P.Technology"